При организации и проведении занятий по предмету «Ритмика» необходимо придерживаться следующих принципов:
· принципа сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
· принципа наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приема и т.д.;
· принципа доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи. В противном случае у обучающихся снижается интерес к занятиям. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодолении трудностей;
· принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и освоение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.
Процесс обучения музыкально-ритмическим движениям включает три этапа.
На первом этапе ставятся задачи:
· ознакомления детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой;
· созданияцелостного впечатления о музыке и движении;
· разучивания движения.
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Показ должен быть точным, эмоциональным и целостным.
На втором этапе задачи расширяются, продолжатся:
· углубленное разучивание музыкально-ритмического движения,
· уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей.
Задача третьего этапа заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения.
Методика закрепленияи совершенствованиямузыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Преподаватель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.
Музыкально-ритмические игры
Музыкальная шкатулка»
Описание:
Дети стоят спиной в круг, в центре круга– один из детей, у которого в руках музыкальный инструмент. По указанию преподавателя он начинает играть на инструменте, а остальные дети слушают его. Затем определяют, что за инструмент прозвучал. Кто угадал, становится в круг, и преподаватель дает ему новый инструмент и игра продолжается заново.
Игра развивает:
музыкальный слух, при прослушивании музыки музыкального инструмента;
чувство ритма, когда ребенок исполняет игру на инструменте в разнообразном ритмическом рисунке;
быстроту мышления, чтобы первым определить и стать лидером.
Самолетики – вертолетики»
Описание:
Дети делятся на две команды с одноименными игре названиями. Каждой команде определяется свой музыкальный фрагмент, и когда музыка той или иной команды звучит, то они начинают хаотично двигаться по залу и по окончании должны вернуться на исходное место и выполнить задания преподавателя. Например, прыжки на месте, полуприседания, исполнить хлопки или притопы. Если звучит музыка другой команды, то команда, чья музыка не звучит, стоит на месте («на аэродроме»).
Игра развивает:
умение владеть танцевальной площадкой;
быстроту движений, реакцию;
музыкальный слух;
память, так как ребенок запоминает задание и исполняет его спустя некоторое время.
Мыши и мышеловка»
Описание:
Дети становятся в один общий круг, держась за руки. Далее по команде преподавателя они производят расчет на «первый», «второй» (это делается затем, чтобы дети и преподаватель могли определить, кто будет являться «мышками», а кто – «мышеловкой»). Далее все участники, являющиеся «первыми», делают шаг в круг и смыкают его, взяв друг друга за руки, образовывая замкнутую «мышеловку». А «вторые», т.е. «мышки» становятся за пределы «мышеловки».
Начинается игра. Звучит музыка. На вступление «мыши» еще не двигаются и только потом, когда зазвучала основная мелодия «мыши» пробегают посередине «мышеловки» и проскакивают в воротца, которые образуют игроки «мышеловки», подняв сцепленные руки вверх. Как только музыка обрывается, игроки «мышеловки» опускают руки и закрывают «мышеловку». Оставшиеся «мышки» внутри, считаются пойманными. Они становятся в общий круг, присоединятся к «мышеловке». Игра продолжается. Можно провести игру 3-4 раза. А затем поменять игроков местами. «Вторые» становятся «мышеловкой», а «первые» - мышками.
Игра развивает и учит:
координацию движения ребенка;
умение ориентироваться в пространстве;
формировать рисунок танца – круг;
коллективной работе, находясь в роли «мышеловки»;
развивает музыкальность (так как начало и окончание движения связано с музыкой.