РАБОЧая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
Основы философии
2014 г.
СОГЛАСОВАНО Протокол № ___ от____________ Председатель ПЦК _____________________________________ | УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УОП ______________________________ «___» __________________г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по всем (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)
Технология продукции общественного питания
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области «Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса»
Разработчик:
Жукова Наталья Владимировна, преподаватель ГОУ СПО ТО ТКПТС
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины | 11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
|
|
Паспорт РАБОЧей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) 19.02.10. Технология продукции общественного питания
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
Технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
|
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | ||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 | ||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 | ||
в том числе: | |||
лабораторные занятия | - | ||
практические занятия | - | ||
контрольные работы | - | ||
курсовая работа (проект) не предусмотрена | - | ||
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 12 | ||
в том числе: | |||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (рефератов): 1. Соотношение знания и мудрости в философии. 2. Учение Сократа о нравственности. 3. Учение Платона о государстве. 4. Эпикур и его учение о счастье. 5. Стоическая философия об идеале мудрой жизни. 6. Значение трудов Р. Декарта для науки и философии. 7. Спор рационализма и эмпиризма в истории Новой философии. 8. Моральная философия И.Канта. 9. Г.В.Ф.Гегель о смысле человеческой истории. 10. Философия пессимизма А. Шопенгауэра. 11. Основные идеи философии Ф.Ницше. 12. А.С. Хомяков- «Илья Муромец» русской философии. 13. П.Я. Чаадаев о русской истории. 14. Философия творчества Н.А. Бердяева. 15. Учение о человеке в философии экзистенциализма. 16. Современная наука и философия о проблеме возникновения человека. 17.Человек как тело и дух. 18.Фундаментальные характеристики человека. 19. Основополагающие категории человеческого бытия. 20.Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. 21. Сознание, мышление, язык. 22. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда и К. Юнга. 23.Пространство и время в современной научной картине мира. 24.Культ и культура. 25.Проблемы современной массовой культуры. 26.Культура и контркультура, основные контркультурные движения. 27.Основные философские концепции исторического развития: концепции однолинейного развития (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс). 28.Основные философские концепции исторического развития: концепции многолинейного развития. 29. Основные философские концепции исторического развития: концепции циклического развития. 30.Проблема «конца истории». 31. Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в настоящее время. 32. Основные функции искусства. Искусство и творение мира. 33. Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления. | 12 | ||
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Содержание учебного материала |
1 | |||||
Введение | Предмет и определение философии. Ее смысл и роль в обществе. Возникновение философии. Главные вопросы философии. Функции и назначение философии. | 2 | ||||
Раздел I. История философии |
| 20 | ||||
Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков | Содержание учебного материала | 8 2 2 2 2 | ||||
1 2 3 4 | Предпосылки философии в Древнем мире. Античная философия. Фалес Милетский. Философскин учения Востока. Пифагор и Демокрит. Парменид и Занон. Гераклит – основоположник античной диалектики. Философия Античности. Сократ. Платон. Аристотель. Софисты и Сократ. Платон: мир из идей. Киники и Диоген. Киренаики. Мегарики. Эпикур. Стоики и скептики. Аристотель – мир из материи. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика. Философия Древнего Рима: стоицизм, скептицизм, эпикурейство, этика. Особенности средневековой философии и её значение. Августин и Фома Аквинский. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности эпохи Возрождения. Периоды и особенности Возрожденческой философии. Представители философии Возрождения и их учения. | 2 | ||||
Самостоятельная работа №1 обучающихся. Подготовка рефератов по темам раздела 1. | 6 | |||||
Т е м а 1.2. Философия Нового и новейшего времени | Содержание учебного материала
|
12 2 2 2 4 2 | ||||
1 2 3 4 5 | Философия Нового времени.17 и 18 век. Особенности философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм 17 века. Философия эпохи Просвещения18 век. Немецкая классическая философия Исторические предпосылки и основные черты немецкой классической философии. Кант. Фихте. Шеллинг. Гегель. Фейербах. Философия Нового времени 19в: позитивизм, эволюционизм, философия бессознательного. Позитивизм Огюста Конта. Эволюционизм: Герберт Спенсер, Серен Кьеркегор, Фридрих Ницше. Философия бессознательного: Эдуард Гартман. Философия ХХ века Экзистенциализм. Феноменология. Герменевтика. Аналитическая философия. Постмодернизм. Особенности русской философии. Русская идея. Основные положения диалектического и исторического материализма. Философия Соловьева, Бердяева, Лосева. | 3 | ||||
Раздел II. Структура и основные направления философии |
| 13 | ||||
Т е м а 2.1. Человек как главная философская проблема | Содержание учебного материала __________________________________________________________________________________ 1. Методы философии и ее внутреннее строение Диалектический и прагматический методы философии. Специальные философские дисциплины. 2. Учение о бытии и теория познания. Онтология. Основные формы бытия. Связь материи и движения. Гносеология и агностицизм. 3. Философская антропология Отличие деятельности человека от деятельности животных. Антропосоциогенез. Человек. Индивид. Личность. 4. Проблема сознания Сознание и его источники. Сущность сознания в разные эпохи. Сферы человеческого сознания. Менталитет. Сознательное и бессознательное. | 8 _____ 2 2 2 2_ | ||||
Самостоятельная работа №2 обучающихся: подготовка рефератов по темам раздела 2 | 6 | |||||
Т е м а 2.2. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) | Содержание учебного материала 1. Место философии в духовной культуре Искусство и творение мира. Гений и гениальность. Кризис современного искусства. 2. Философская и научная картина мира Картина мира. Одиноки ли мы во вселенной? Время – важнейший фактор существования. Пространство и душа. 3. Философия религии Вера. Смысл жизни. 4. Философия как аксиология Понятие аксиологии. Понятие и измерения ценностей. Ценностные формы психики.
5. Этика (нравственная философия) Становление этики как самостоятельной науки. Этико-правовые учения. | 10 2 2 2 2 2 | ||||
| ||||||
Тема 2.3. Социальная жизнь | Содержание учебного материала 1. Философия истории Понимание направленности исторического процесса в разные исторические эпохи. Концепции исторического развития. 2. Социальная философия Предмет социальной философии. Понятие общества. Материальные и духовные аспекты общественной жизни. 3. Философия и глобальные проблемы современности Понятие и виды глобальных проблем. 4. Зачетное занятие
| 8 2 2 2 2 | ||||
Всего: | 60 |