Горизонтальная модель электронной коммерции

Основные признаки предприятия

В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы предприятия не являются юридическими лицами.

Ликвидация юридического лица – это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам

Основные признаки предприятия (организации) как юридического лица, без которых оно не может заниматься законной хозяйственной деятельностью следующие:

  • Предприятие должно иметь в своей собственности обособленное имущество, что позволит ему создать материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность дальнейшего развития.
  • Предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами и поставщиками, в том числе при неисполнении обязательств перед бюджетом.
  • Предприятие способно выступать от своего имени в хозяйственном обороте.
  • Предприятие имеет право быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в арбитражном суде при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами.
  • Предприятие должно иметь самостоятельный баланс или смету, правильно вести учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), своевременно представлять установленную государственными органами отчетность.
  • Предприятие имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и место своего нахождения.

Признаки организации

Под организацией понимается организационно-правовая форма, созданная и объединенная группой лиц, взаимодействующих друг с другом на основе принятой системы и структуры, методов и функций управления, во имя достижения корпоративных целей и решения социальных потребностей общества, путем поиска и реализации организацией новых экономических возможностей.

После юридического образования организация как система начинает функционировать как бы «самостоятельно», условно не завися от создавших ее учредителей, менеджеров и других работников, вступая с ними в определенные организационно-правовые отношения. В идеале взаимоотношения между ними и организацией должны быть сбалансированы, однако баланс может нарушаться с той и другой стороны, что приводит к ослаблению организации.

Единство людей и условий их деятельности, находящихся в определенных взаимосвязях, образует организационную структуру, а взаимодействия — организационный процесс.

Основными признаками организации являются: наличие цели, правовой статус, обособленность, саморегулирование, организационная культура и др.

Наличие цели — главный признак организации, к ее достижению стремятся ее члены.

Правовой статус характеризует обособленность юридического лица, функционирующего на основе определенной организационно-правовой формы. Обособленность выражается в замкнутости внутренних процессов, которая обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения.

Саморегулирование является третьим признаком организации. Можно считать осуществление ее деятельности на основе принципа, который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по-своему с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды. Такое саморегулирование осуществляется с помощью внутриорганизационной структуры, координирующей деятельность членов организации и обеспечивающей их единство.

Организационная культура — еще один важный признак организации, представляющий собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Организационная культура является одним из важнейших элементов, создающих внутреннюю среду организации.

 

№4 Организационно - правовые формы предприятий

Организационно-правовая форма – это форма организации предпринимательской деятельности, закрепленная юридическим образом. Она определяет ответственность по обязательствам, право сделок от лица предприятия, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности предприятий.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности.

Коммерческими называются организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли.

Хозяйственное товарищество представляет собой объединение лиц, непосредственно участвующих в деятельности товарищества, с разделенным на доли учредителей складочным капиталом. Учредители товарищества могут быть участниками только одного товарищества.

Полным признается товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. При недостатке имущества товарищества для погашения его долгов кредиторы вправе требовать удовлетворения претензий из личного имущества любого из его участников. Прибыль и убытки товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – разновидность полного товарищества, промежуточная форма между полным товариществом и обществом с ограниченной ответственностью. В его составе выделяются две категории участников:

• полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и несут полную и солидарную ответственность по обязательствам всем принадлежащим имуществом;

• вкладчики делают вклады в имущество товарищества и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм вкладов в имущество.

Хозяйственное общество в отличие от товарищества представляет собой объединение капиталов. От учредителей не требуется непосредственного участия в делах общества, члены общества могут одновременно участвовать имущественными взносами в нескольких обществах.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – организация, созданная по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов с целью осуществления хозяйственной деятельности. Обязательного личного участия членов в делах ООО не требуется. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – разновидность ООО, поэтому на него распространяются все общие правила ООО. Особенность ОДО заключается в том, что при недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом.

Акционерное общество (АО) – коммерческая организация, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Открытое акционерное общество (ОАО) – общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других членов общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции в случаях, установленных Уставом.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного определенного круга лиц. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на свои акции либо иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц.

Производственный кооператив (артель) (ПК) – добровольное объединение граждан для совместной деятельности, основанное на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен уставом ПК.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Оно находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и закрепляется за унитарным предприятием только на ограниченном вещном праве.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения – предприятие, которое создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник не имеет в отношении этого имущества прав владения и пользования.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления – это федеральное казенное предприятие, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Казенные предприятия не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

 

№5 Основные этапы развития ЭК

В процессах формирования и развития электронной коммерции, ее технологий, операций, инструментария в настоящее время явно выделяются три этапа.

Первый этап следует, по нашему мнению, считать подготовительным, поскольку во время этого этапа трудно было предположить, какие получатся итоговые результаты от происходящих информационных и коммерческих процессов.

В конце 70-х годов ХХ века фирма IBM разработала стандарт компактной электронной вычислительной машины (ЭВМ) и создала свой первый персональный компьютер (ПК).

В середине 90-х годов двадцатого века массовое распространение стали получать сетевые информационные технологии.

Второй этап с уверенностью можно назвать начальным этапомзарождения и формирования электронной коммерции, который самым непосредственным образом связан с развитием и распространением Интернета.

Его началом, очевидно, следует считать стремительное развитие глобальных сетей и электронной почты.

Внедрение и широкое распространение сетевых информационных технологий позволили резко снизить затраты на эксплуатацию персональных компьютеров и представили возможность перейти на электронные формы ведения операций учета, контроля, управления, платежных расчетов и прочих бизнес-отношений. Однако то, что эти сети были локальными и ограничивались пределами географического расположения компаний, сильно сдерживало развитие электронного бизнеса и коммерции.

Интернет за короткое время своего развития практически “уничтожил” географические и национальные барьеры, наиболее характерные для основных традиционных коммуникаций, не только в пределах отдельного государства, но и в масштабах всего земного шара.

Рождением непосредственно электронной торговли следует считать осуществление первых продаж книжной товарной продукции через Интернет в 1995 г. в режиме онлайн первым сформированным в качестве эксперимента Интернет-магазином Amazon.com.

Третий этап совпал с началом ХХI века и связан с увеличением числа пользователей из различных государств, подключенных к Интернету. В 2000 г. общее количество установленных персональных компьютеров в мире превысило 516 млн штук.

По некоторым источникам:

“хост” – это постоянно подключенный к сети компьютер, содержащий какую-либо информацию;

“активный сайт” – персональный компьютер, регулярно (несколько раз в неделю) и длительно (несколько часов) входящий в информационную среду Интернета.

Общий оборот индустрии Интернета в 2004 г., по оценкам специалистов, должен составить более 7 трлндолларов США. В 1996 г. он составлял всего лишь 500–600 млн, в 1997 г. – 8–10 млрд, в 2000 г. приближается к трлн.

В разных государствах мира Интернет развивается неравномерно, поэтому количественные численные показатели часто несравнимы и несопоставимы.

 

№6 Экономические предпосылки возникновения ЭК

При рассмотрении сферы материального производства товаров и услуг можно выделить 4 основных компонента, определяющих себестоимость готовой продукции.

 

  1. затраты на материалы и комплектующие;
  2. затраты на энергию;
  3. затраты на амортизацию оборудования, инструментов и капитальных сооружений;
  4. затраты на оплату труда;


Среди этих компонентов особо выделим затраты на оплату труда. Во-первых, они прямо пропорциональны нормативному времени исполнения производственных операций, а во-вторых входят во все прочие составляющие так как в структуре себестоимости материалов, комплектующих, энергии, оборудования исооружений тоже имеются затраты на оплату труда. Таким образом, из анализа материального производства не как отвлеченного акта, а как общественного процесса, вытекает базовый тезис о первичности затрат на оплату обобществленного труда в структуре себестоимости обобществленного продукта.

В производстве 20 век характеризовался постоянным стремлением к снижению нормативного времени исполнения технологических операций за счет:

  • внедрения принципов массового производства (1я четверть 20в.);
  • расширенной механизации производства (2я четверть 20 в.);
  • автоматизации производства (3я четверть 20 в.);
  • гибкого автоматизированного управления проектированием и производством продукции (последняя четверть 20 в.);


(Можно сравнить с идеей Тоффлера о трех волнах в развитии человеческой цивилизации).

Таким образом, в течение последнего столетия произошло повышение производительности труда в сотни раз, что значительно снизило удельный вес затрат на оплату обобществленного труда в структуре себестоимости обобществленной продукции. Но, конечный потребитель ощутил эти достижения не в полной мере. Это связано с тем, что концентрация производства, объективно связанная с его автоматизацией и механизацией, привела к отдалению производителя от рынков потребления. Характер этого отдаления не только географический, но и структурный. Поэтому необходимы торговые структуры, которые и выполняют функции продвижения товаров от производителя к потребителю. Поэтому, чем выше концентрация производства, тем сложнее торговые структуры и тем больше коммерческих циклов происходит на маршрутах движения товаров.

В итоге, к концу 20 столетия человечество имело и имеет сегодня удовлетворительную автоматизацию производственных циклов и не соответствующий ей низкий уровень автоматизации циклов коммерческих. До создания Интернет, автоматизация коммерческих циклов носила локальный характер. (Пример автоматизированного склада ЗИЛ). Лишь благодаря возникновению Интернет и развитию сетей телекоммуникаций открылась возможность комплексной автоматизации коммерческой деятельности.

Таким образом, экономической предпосылкой электронной коммерции является объективная необходимость снижения издержек, возникающих в коммерческих циклах, и приближение их к нормам, достигнутым в результате автоматизации циклов производственных.

№7 Технические предпосылки возникновения ЭК

Сегодня можно назвать лишь одну фундаментальную техническую предпосылку электронной коммерции – это возникновение и развитие Интернет. На основе технологии Интернет созданы интра и экстра сети.

Часто при анализе взаимосвязи ЭК и Интернет, электронную коммерцию представляют как совокупность методов, предоставляемых всемирной паутиной для решения конкретных коммерческих задач: проведения маркетинговых исследований, рекламы автоматизированный прием рекламы и др. Здесь необходимо обратить внимание на то, что частные свойства технических систем не способствуют пониманию объективных экономических процессов. Ведь первоначально сеть Интернет создавалась совсем для других целей.

Поэтому можно сделать важный вывод о том, что основы электронной коммерции находятся не в Интернете – они лежат в объективных законах развития экономики и общества. Интернет – это только лишь средство реализации давно назревших объективных потребностей в автоматизации коммерческих циклов и инструмент для снижения доли издержек, приходящихся в них в структуре отпускной цены продукции. Наличие такого инструмента – это только техническая предпосылка к возникновению электронной коммерции, но не ее основа.

Функции Интернет в электронной коммерции.В электронной коммерции используются три функции, которые предоставляет всемирная сеть: информационную, коммуникационную и управленческую. Поскольку коммерческий цикл имеет четко выраженные этапы, можно связать эти этапы с функциями Интернет.

№8 Горизонтальная модель и вертикальная модель ЭК



Горизонтальная модель электронной коммерции

позволяет оценить структуру ее технологии с точки зрения организации (предприятия). Горизонтальная модель выделяет следующие составляющие бизнеса организации: исследование рынка - продажи - поставки и платежи

С практической точки зрения горизонтальная модель представляет этапы электронной сделки. Можно предположить, что если хотя бы два из последних трех компонентов модели (контракт, поставка или платеж) будут представлены в сети, то один из них обязательно будет присутствовать в электронной сделке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: