Отраслевые торговые сообщества, объединяющие покупателей и продавцов различных отраслей благодаря использованию информационных коммуникационных технологий, образуют горизонтальные торговые площадки. Некоторые рынки такого типа обслуживают только один или несколько бизнес-процессов.
Горизонтальные площадки могут создаваться как закрытые (ориентированные на определенную группу покупателей или продавцов) так и открытые (позволяют взаимодействовать одновременно всем субъектам рынка).
По принципам функционирования среди горизонтальных электронных площадок выделяют независимые, отраслевые и частные модели, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки.
Так, независимые площадки преимущественно создаются для обслуживания определенных отраслей или товарных групп. Они предлагают участникам решение проблем поиска коммерческих контрагентов, место для ведения бизнеса, виртуальное управление бизнес-процессами и возможность сравнивать цены различных поставщиков.
Отраслевые дают возможность промышленным концернам воспользоваться преимуществами электронного бизнеса и управлять процессами развития В2В-коммерции в своем секторе экономики.
Частные электронные торговые площадки создаются чаще всего крупными предприятиями с целью максимального использования информационных коммуникационных технологий для углубления интеграции со своими коммерческими партнерами. Они объединяют имеющиеся внутренние информационные системы участников для улучшения работы звеньев поставки и сокращение расходов на транзакции.
На горизонтальных электронных торговых площадках пользователям предоставляются следующие услуги:
- создание и поддержка каталогов предприятий;
- поиск продавцов и покупателей;
- проведение тендеров и аукционов в режиме online;
- комплекс средств для интерактивного взаимодействия контрагентов
- маркетинговый и конъюнктурный анализ;
- доконтрактная и контрактная подготовка;
- организация взаиморасчетов;
- контроль поставок и тому подобное.
№20 Системы ЭК в секторе В2С: торговые ряды, интернет витрины, интернет-магазины
Различают следующие системы розничной продажи товаров в Сети:
электронные торговые ряды (супермаркеты);
- интернет-витрины;
- интернет-магазины;
- интернет-аукционы.
1.В каталоге электронного торгового ряда могут быть представлены: наименование товара, его спецификация, техническое описание, данные о производителе, фотографии товара, видеофильмы, базовая цена и т. п.
В каталоге электронного торгового ряда могут быть представлены: наименование товара, его спецификация, техническое описание, данные о производителе, фотографии товара, видеофильмы, базовая цена и т. п.
Данный вариант размещения в электронном торговом ряду в связи с его относительной дешевизной удобно использовать только для рекламы товаров и изучения рынка.
Еще один вариант размещения в электронном торговом ряду — аренда тематического раздела каталога.
Плюсом размещения в электронном торговом ряду для каждого участника являются низкие накладные расходы по функционированию его магазина, что вызвано использованием общего для всех участников инструментального комплекса.
2. Интернет-витрины (веб-витрины)
Следующий вариант организации розничной торговли в Интернете — веб-витрина.
На страницах интернет-витрины размещается информация о фирме, каталоги продукции (услуг), прайс-листы на них и форма для подачи заявки. В интернет-витрине можно публиковать новости компании, дополнительную информацию о производителях, советы, аналитические обзоры и т. д. Такой сайт по сравнению с традиционными источниками обеспечивает более полную информацию о товарах и услугах.
Среди интернет-витрин можно выделить следующие разновидности:
1. статическая интернет-витрина на основе обычных HTML-файлов;
2. динамическая интернет-витрина с отображением информации из некоторой базы данных.
Наряду с участием в электронном торговом ряду, это наименее затратное решение, однако интернет-витрина в отличие от торгового ряда не обеспечивает полный цикл продажи, включая интерактивные процедуры выписки счетов, приема оплаты, отслеживания выполнения заказа и т. д.
С точки зрения продавцов, интернет-витрина и интернет-магазин различаются весьма значительно. Интернет-витрина обходится торговым компаниям недорого, однако она имеет существенные недостатки:
1) не позволяет автоматизировать торговлю с реального склада;
2) не позволяет сократить штат компаний-продавцов и их операционные расходы;
3) отсутствует гибкость в управлении торговыми процессами и организации маркетинговых акций.
Все запросы покупателей в интернет-витрине поступают не в автоматизированную систему обработки заказов, как в электронном магазине, а к менеджерам по продажам. Далее бизнес-процессы интернет-витрины полностью повторяют бизнес-процессы традиционного предприятия розничной торговли.
Таким образом, интернет-витрина — только инструмент привлечения покупателя, интерфейс для взаимодействия с ним и проведения маркетинговых мероприятий.
3. Интернет-магазины
Преимущества интернет-магазина по сравнению с интернет-витриной в том, что покупателю могут предложить персональное обслуживание, гибкую систему скидок, сразу выписать счет с учетом стоимости доставки, вида платежа и страховки, налоговых отчислений. Кроме того, покупатель может получить информацию о прохождении своего заказа. Использование данной модели в электронной коммерции позволяет существенно уменьшить товарные запасы на складах и получить таким образом значительную экономию на издержках по сравнению с офлайновыми торговыми комплексами. Поскольку заказы в интернет-магазине обрабатываются автоматически, менеджер уже не является необходимым звеном при обслуживании покупателя, его задача — общий контроль работы системы.
Интернет-магазин выгоден торговой компании, которой необходим полный контроль и управление всеми процессами интернет-торговли и различными маркетинговыми акциями. На создание интернет-магазина требуются большие разовые затраты по сравнению с веб-витриной, но при значительном обороте использование интернет-магазинов оказывается существенно рентабельнее.
Интернет-магазин включает следующие основные компоненты:
· интернет-витрину — фронт-офис, расположенную на веб-сервере и снабженную виртуальной потребительской корзиной;
· систему приема платежей;
· систему учета и контроля исполнения заказов;
· бэк-офис,информационные системы которого интегрированы с системами фронт-офиса.
Интернет-магазин предназначен для выполнения следующих задач:
· предоставление онлайновой помощи покупателю;
· регистрация покупателей;
· предоставление интерфейса к базе данных продаваемых товаров (в виде каталога, прайс-листа);
· работа с электронной корзиной ("тележкой") покупателя;
· оформление заказов с выбором метода оплаты, доставки, страховки и выпиской счета;
· резервирование товаров на складе;
· проведение расчетов (при выборе электронных методов оплаты) или контроль оплаты (при использовании традиционных форм расчетов);
· формирование заявок на доставку товаров покупателям и выписка сопроводительных документов;
· предоставление покупателю средств отслеживания исполнения заказов;
· доставка товаров;
· сбор и анализ различной маркетинговой информации;
· обеспечение безопасности личной информации покупателей;
· автоматический обмен информацией с бэк-офисом компании.
Существенно отличает друг от друга варианты построения интернет-магазинов используемая модель бизнеса:
- онлайновый магазин (отсутствует традиционная торговая сеть);
- совмещение офлайнового бизнеса с онлайновым (когда интернет-магазин создается на основе действующей реальной торговой структуры).
Несомненным преимуществом обладают магазины второго типа. В этом случае симбиоз добавляет новые возможности обоим видам бизнеса:
· интернет-магазин пользуется преимуществами доставки с существующей сети розничных магазинов, он может предлагать вариант получения товара в выбранном магазине, в отличие от чисто онлайнового магазина для него нет проблем при возврате товаров;
· офлайновые покупатели могут предварительно ознакомиться с товарным ассортиментом и характеристиками на сайте, а потом прийти в ближайший реальный магазин.
По наличию товарных запасов интернет-магазины можно подразделять на:
1. работающие по договорам с поставщиками
2. имеющие собственное складское хозяйство.
№21 Модели и организационные формы бизнес-процессов в ЭК: Интернет-банкинг
Система безналичных расчетов в России не перестает совершенствоваться. Механизмом функционирования системы электронных расчетов являются пластиковые карточки, которые включают операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронной системы расчетов населения в торговых организациях. Но самым распространенным станет осуществление услуг через Интернет.
Интернет-банкинг — это предоставление банковских услуг через Интернет с возможностью круглосуточного доступа в любой день недели из любого места, где есть доступ к Интернету.
Развитие интернет-банкинга сейчас достаточно перспективно. Все большее количество банков начинают внедрять системы, которые позволяют им взаимодействовать с клиентами через Интернет. Одним из перспективных направлений является предоставление клиентам механизмов, которые позволят быстро производить платежи, вне зависимости от места нахождения получателя и банка, услугами которого он пользуется.
Интернет-банкинг имеет ряд серьезных преимуществ:
- экономия времени;
- счета контролируются круглосуточно;
- любые онлайн-платежи проходят без задержки и без личного участия владельца счета.