Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом
представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений у
них нарушений двигательного, психического и речевого развития.
Двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха,
неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и
ограничивают возможности применения экспериментальных методик и
тестовых заданий.
Задачей психолого-педагогической диагностики детей с церебральным
параличом являются этапные исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий, выявить не только положительные динамические изменения, но и недостаточный темп формирования новых умений и навыков, отсутствие положительной динамики в развитии
психических процессов. Это дает возможность своевременно внести изменения
в программу коррекционной работы с ребенком.
1. В раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует обращать на особенности формирования познавательной деятельности, для того чтобы учесть их при организации коррекционной работы на данных этапах развития.
|
|
2. В подростковом и юношеском возрасте нарушения познавательной деятельности обычно не носят выраженного характера и выявляются лишь при направленном нейропсихологическом исследовании. В подростковом возрасте задача исследования познавательной деятельности остается, но первостепенное значение приобретает изучение личностных особенностей больных ДЦП и их профессиональных намерений, так как именно эти факторы определяют социально-трудовую адаптацию.
Оценка психического развития ребенка раннего возраста с церебральным параличом до настоящего времени остается сложной проблемой.
• Основным методом изучения является педагогическое наблюдение, в ходе которого ребенку могут быть даны различные задания.
• Большинство заданий, представленных в соответствующих пособиях по психодиагностике раннего возраста, могут быть использованы для обследования детей с ДЦП, но при анализе результатов выполнения заданий необходимо учитывать наличие нарушений мышечного тонуса, гиперкинезов, а также двигательные ограничения.
• При проведении психолого-педагогического изучения детей первых 3 - 4
лет жизни, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать:
- соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его возрасту,
двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов;
- возможности обучения ребенка, показателями которых служат темп
|
|
приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе
обучения;
- характер помощи взрослого и возможность ее использования;
- способность к самостоятельному выполнению заданий;
- отношение больного ребенка к заданию, его активность;
- возможность частично приспособиться к двигательному дефекту;
- использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики,
жестов);
- устойчивость внимания.
• В схему обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих церебральным параличом, необходимо включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков.
• При планировании обследования школьников с церебральным параличом особую важность приобретает обследование навыков чтения, письма, счета и учет выявленных нарушений при выработке программы коррекционной работы.
Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка или подростка с церебральным параличом имеет некоторые особенности.
В этих документах необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции и навыков самообслуживания, наличие сопутствующих нарушений.