1) Личностная структура специалиста высшей квалификации и ее формирование в учебном процесс.
Личность является предметом специального исследования целой группы наук, которые называют человековедческими.
Рождаясь, человек начинает проявлять себя как субъект деятельности, если он попадает в человеческую среду обитания. Он постепенно в процессе контакта с другими приобретает качества субъектности–учится говорить, слушать, взаимодействовать с предметами внешнего мира, изменять окружающее, у него возникает психика как ответная реакция на внешние воздействия, формируются потребности, развиваются способности, интеллект.
Как личность человек научается исполнять различные социальные роли, стремится занять в обществе определенные статусы, приобрести и отстаивать свои позиции.
Как индивидуальность он приобретает способность понять значимость социальных норм как регуляторов социальной жизни, запрещающих, контролирующих и разрешающих моделей поведения в той или иной ситуации.
|
|
Как у субъекта у каждого из нас возникает представление о равенстве и неравенстве, свободе и несвободе, зависимости и независимости от других людей, что рождает синергию субъективного духа.
Становление личности связано с проявлением таких личностных качеств как открытость-закрытость, изменчивость-устойчивость, активность-пассивность, что при взаимодействии с другими личностями создает синергию социального духа, что очень емко отражается в пословице «одна голова хорошо, а две лучше».
Социальная роль - это социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией человека в системе социальных отношений, которые могут быть межличностными и общественными.
Социализация – это процесс обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
Жизненный опыт - это сплав внутреннего и внешнего в личности. Это понятие собственно социально-технологическое, т.к. оно характеризует результат включения каждого человека в социальные процессы.
Е.С.Жариков отмечает, что личность в процессе социализации, приобретая социальный опыт, может иметь:
- биологический возраст,
- психологический возраст,
- социально-психологический возраст,
- социальный возраст,
- интеллектуальный возраст
Позиция - есть ни что иное как единожды самостоятельно принятое решение. Ее можно изменить, придя к другому решению. В трансактном анализе (Э.Берн, Харрис) рассматриваются 4 возможные позиции, определяющие отношение к себе и другим. Эти позиции хронологически возникают на протяжении третьего года жизни. Их четыре:
|
|
1) Я - плохой, ты - хороший;
2) Я - плохой, ты - плохой;
3) Я - хороший, ты - плохой;
4) Я - хороший, ты - хороший.
Изначальная позиция, которая формируется у каждого из нас, это «Я - плохой, ты - хороший». К концу второго года жизни она либо утверждается, либо меняется на вторую или третью. Четвертая позиция - наиболее предпочтительна, но она возникает только под влиянием самовоспитания.
Еще одним элементом личностной структуры являются так называемые эго-состояния, или «Я - состояния».
Каждое эго-состояние является результатом социализации и функционирует в жизненном опыте. Оно является замкнутым и состоит из действий: мыслить, чувствовать, действовать.
Я-позиция - это целостный образ внутреннего Я, включающий в себя три компонента: когнитивный (знание собственного Я, образ своих качеств, способностей); эмоциональный (самоуважение, самолюбие, самоунижение); оценочно-волевой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение).
Направленность личности характеризуется мировоззрением, ценностными ориентациями, установками, интересами. В направленности можно выделить три блока: на себя, на других, на дело.
Личностные притязания связаны с желанием личности занять определенный статус в обществе, среди других людей, или заниматься тем или иным видом деятельности.
Заключительными элементами личностной структуры являются «Вы-концепция» и «значимые другие». Первое означает способность понимать другого, исходить из его позиции. Второе определяется тем, что человек смотрит надругого как в зеркало, причем это «зеркало» выбирает сам.
Выводы:
1. Личностные характеристики человека имеют системный характер. Они складываются в результате включения человека в разнообразные и разноуровневые социальные процессы – общественные и социальные, межличностные и межиндивидуальные,экономические, политические, идеологические, нравственные, эстетические,
2. В социально-психическую структуру личности входит: «Я-концепция», направленность, личностные притязания, «значимые другие».
3. В социальную структуру личности включаются социальные роли и социальный статус
4. В вузе продолжается социализация личности, в результате которой профессионал развивает в себе шесть групп личностных качеств: коммуникативные, поведенческие, организационные, деятельностные, операциональные умения и навыки и интеллектуальные качества.
5. Компетентность в общении определяется владением различными стилями общения - конвенциальным, примитивным, манипулятивным. Они актуализируют общение, определяющее здоровье личности и конструктивность межличностных взаимоотношений.
2) Стратегии появления новых образовательных технологий: технологическая интерпретация теории и анализ и обобщение опыта
Студент как субъект образования, обучения и развития
Технологический уровень осуществления педагогической деятельности требует обозначения, формулировки стратегически правильно выбранных принципов и неукоснительного следования им. По отношению к любому шагу необходимо осмыслить вопрос: почему именно он является стратегически необходимым. Здесь возможны самые разные варианты ответов.
В соответствии со стратегическим смыслом прогнозируется технологически необходимый результат каждого шага и показатели его успешности. Достигнутый в данном диапазоне результат служит предпосылкой сохранения преемственности в технологической цепочке действий субъекта к достижению поставленной цели. Чтобы технология работала успешно, конечным этапом технологической цепочки действий становится инструментовка выхода субъекта из образовательной ситуации, обеспечивающая комфортное последствие. В противном случае можно получить отрицательный результат.
|
|
Можно говорить по крайней мере о двух основных стратегиях появления новых образовательных технологий.
Первая стратегия связана с технологической интерпретацией той или иной теории или концепции (социологической, психологической, педагогической), которая позволяет проектировать новые технологии в виде системы действий и реализовывать их в образовательной практике. В этом случае технология выступает средством перевода конкретной теории на язык практических действий субъектов образовательного процесса. В качестве теоретической основы может выступать теория содержания образования, теория развития мышления, теория профессионально-личностного развития (личности, позиции) и т.д. С другой стороны, появляющиеся в образовательной практике новые технологии, могут группироваться или объединяться одними и теми же теоретическими положениями (проблемного, личностно ориентированного обучения и др.), на которых основывается и строится система действий субъектов образовательного процесса (система обучения, система мотивирования, система психолого-дидактического сопровождения учебного процесса).
Вторая стратегия связана с анализом и обобщением опыта конкретного педагога или педагогического коллектива. Путем выделения и описания технологической инструментовки опыта решения конкретной образовательной проблемы через призму конкретной идеи появляется технология развивающего, проблемного, интенсивного и контекстного обучения. Это происходит тогда, когда педагог анализируя, оценивая и обобщая свой педагогический опыт, выходит на поиск научного обоснования, выстраивания логики своих действий и описания алгоритма или оснований для смены методов и приемов на всех этапах достижения поставленной цели. Что делает педагог в этом случае:
- описывает опыт решения образовательных задач конкретного типа, еще не нашедшего отражения и объяснения в науке;
- вскрывает противоречия своего нового опыта с установившимися положениями в науке или традиционного опыта решения такого рода задач, вскрывает однобокость тех или иных выводов или рекомендаций, предлагает новые и более современные методы решения;
|
|
- выстраивает и описывает этапы (шаги) как целостные единицы в структуре своей деятельности, описывает ведущие методы и приемы на каждом этапе;
- научно обосновывает выбранную логику в рамках конкретной теории или концепции, принципа или метода;
- описывает параметры или критерии оценки эффективности новой технологии в решении выделенной группы образовательных задач;
- описывает условия и границы ее применения в образовательной практике.
Выводы:
1. Проектирование новой образовательной технологии представляет собой следующие действия: а) анализ потребностей образовательной практики в новой технологии; б) разработка модели такой технологии; в) детальное описание ее специфики, идентификация с уже существующими технологиями, применяемыми в образовательной практике; г) определение основных средств и условий, необходимых для апробации разработанной модели; д) оценка эффективности новой технологии в сравнении с другими технологиями.
2. Важнейшими условиями эффективного применения технологии в образовательной практике являются: а) знание педагогом возможностей выбранной технологии, требований к ней, определяющих специфику действий всех участников образовательного процесса и границ ее применения, степень и уровень владения этой технологией; б) владение способами им=ли методикой ее реализации на практике; в) компетенции и профессионально-личностные качества педагога, необходимые для выполнения требований к реализации выбранной образовательной технологии