Человек в своем реальном социальном бытии является, с одной стороны, создателем, творцом общества, которое возникает и развивается только в процессе и результате человеческой деятельности. Но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо только включаясь в процессы социальных действий людей, в социальные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально развитым существом, становится личностью. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией.
Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в систему социальных взаимодействий с окружающими людьми, а, с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.
|
|
Различают две основные формы социализации - направленная и ненаправленная. Ненаправленная социализация - это стихийное, как бы "автоматическое" формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении - в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча, на Комаровском рынке и т.д.
Направленная социализация - это специально разработанная обществом, его определенными институтами и организациями система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитание - процесс сознательно организованного, планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентаций, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производственной, общественной и культурной деятельности.
Ненаправленная и направленная форма социализации могут в определенных обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу.
Весьма существенным средством социализации личности является ее идентификация. Сущность ее заключается в том, что человека формирует не столько сама по себе окружающая среда, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми себя эта личность соотносит и отождествляет. Каждый индивид идентифицирует себя, свое "Я" с определенной социальной группой - семейной, профессиональной, субкультурной, которая накладывает сильный, предопределяющий отпечаток на процесс ее социализации
|
|
Выделяются несколько этапов социализации.
№ | Название этапа | Ведущая деятельность | Ведущая сторона социализации |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Младенчество (0-2г.). Возникновение доверия к людям. | Эмоциональное общение со взрослыми | Освоение норм отношений между людьми |
2 | Раннее детство (2-5л.). Формирование самостоятельности | Предметная деятельность | Освоение общественно выработанных способов деятельности с предметами |
3 | Дошкольное детство (6-7л.). Формирование инициативы. | Игра | Освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми. |
4 | Младший школьный возраст (6-11лет). | Учебная деятельность | Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы деятельности |
5 | Подростковый возраст (12-14 лет). | Общение со сверстниками. Развитие самосознания. | Освоение моральных норм отношений между людьми. |
6 | Юношеский (14-18лет) - этап самоопределения: "мир и я" | Учебно-профессио-нальная деятельность. Формирование мировозрения. | Освоение общих и профессиональных знаний. |
7 | Поздняя юность (18-25дет) - этап "человеческой близости" | Трудовая деятельность, профессиональная учеба, формирование соответствующих установок. | Освоение соотношений между людьми, профессиональных, трудовых умений, навыков. |
8 | Этап человеческой зрелости (25-60 лет). | Трудовая деятельность. Самообразование. | Самоутверждение в труде, семейно-бытовых отношениях, культуре, политике. |
9 | Послетрудовая деятельность | Подведение жизненных итогов | Самооценка, постижение смысла жизни. |
25. Специфика социологического анализа религии.
С середины прошлого века в социологии и религиоведении складывается и затем получает большое развитие самостоятельное направление под названием “социология религии”. Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. К. Маркс.
Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время - одной из религиоведческих наук, таких как история религии или психология религии. Таким образом, чтобы представить социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане - определить соотношение социологии и теологии.
Социология религии является частью социологии, одной из социологических дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика, образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д. Для социолога религиозные верования интересны и важны не сами по себе. В отличие от философа, например, для него существенное значение имеет не вопрос о том, истинны они или ложны, а вопрос о том, как эти верования - наряду с религиозными организациями - влияют на поведение людей. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий. При этом не обязательно верования влияют на поведение: индивид может стать членом религиозной группы и не зная тех верований, которых она придерживается. Религиозные институты, учреждения, организации могут влиять на поведение помимо верований и даже идти вразрез с ними, стимулируя по тем или иным причинам действия, противоречащие официальному учению. Но это вовсе не отменяет того факта, что социальное действие есть действие осмысленное, т.е. в его основе лежат определенные социальные регуляторы - нормы, ценности, верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Таким образом, религия как предмет социологического анализа есть совокупность структур, процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д. - система структур и отношений по поводу религиозного феномена, на нем именно «завязанных». Поэтому одна из главных проблем социологии религии - проблема определения того, что относится к понятию «религия».
Центральная тема социологии религии - взаимодействие религии и общества. Социология концентрируется на социальном «измерении» религии, ее влиянии на социальное поведение.
Социология религии - эмпирическая наука, основывающаяся на фактах, т.е. тех моментах социальной действительности, которые можно увидеть, строго зафиксировать и научно описать.
Социолог использует для анализа религии методы, выработанные и применяемые социологией в исследовании социальных явлений вообще: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросс-культурный сравнительный анализ; контент-анализ, анализ письменных источников, исторических документов.
Если религия - выражение экономического отчуждения, то с преодолением его (ликвидацией частной собственности на средства производства) устраняются условия, необходимые для существования религии, она исторически изживает себя. У Маркса религии противостоит идея самоосуществления человека. Критика религии завершается категорическим императивом, требующим ликвидации тех условий, которые мешают человеку в полной мере реализовать себя.
|
|
|
|
Главная функция религии - функция смыслополагания, рационализация человеческой деятельности. Поэтому религия обладает мощным потенциалом воздействия на человеческую деятельность, каким бы ни было ее направление.