Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Реализация данной цели предполагает владение речью как универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, степени знакомства. Это предполагает свободное владение языком, формулами речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение.
Коммуникативная компетентность дошкольника предполагает проявление субъектных качеств ребенка в процессе общения и речевой деятельности – интереса к общению, избирательности и наличия предпочтений в выборе партнера по общению, а также проявление инициативности и активности при организации общения, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества и оригинальности высказываний для поддержания интереса собеседника.
|
|
При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:
ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
технология должна носить здоровьесберегающий характер;
основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии:
технология проектной деятельности;
технология развития детского речевого творчества;
технология группового взаимодействия детей;
технология поисково-исследовательской деятельности;
технология создания детского портфолио;
технология коллекционирования;
информационно-коммуникационные технологии.
Логика конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей включает следующую последовательность этапов:
1. Мотивационный этап.
Цель этапа – стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи.
|
|
Задачи:
Развивать диалогическую и полилогическую речь.
Развивать информационно-коммуникативные умения (умение договаривать, слушать и слышать друг друга).
Развивать умения спорить, убеждать, приходить к общему мнению.
Развивать умения высказываться. Методы стимулирования и мотивации речевой деятельности и общения детей: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса, загадывание загадки и др. Ситуации общения, образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности ребенка, коллективное обсуждение проблемы.
2. Этап накопления содержания для общения и речи.
Цель этапа – обогащение представлений детей по теме.
Задачи:
Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи.
Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности.
Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества.
Развивать умение работать в подгруппе: определять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности.
Методы работы над содержанием детской речи и общения, наглядные методы:
показ (картин, иллюстраций, предметов и объектов, игрушек);
демонстрация (компьютерных презентаций, видео- и мультипликационных фильмов, опытов);
словесные методы:
чтение (художественных и познавательных текстов); рассказывание (историй из опыта, сказок, стихов и т.д.);
практические методы: организация исследовательской деятельности, изготовление поделок, атрибутов для игр и т.п.;
упражнение в умениях; отгадывание кроссвордов, ребусов, сочинение загадок, составление коллажей.
Образовательные ситуации в непосредственно образовательной деятельности (НОД), экскурсии, образовательные ситуации сопровождения общения и речи в режимных моментах, подгрупповые и индивидуальные ситуации общения и совместной деятельности; поручения и т.д.