Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС РФ представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.
Основным назначением ЕАИС таможенной службы РФ является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов.
ЕАИС понимается как инструмент реализации основных информационных технологий таможенной службы. Развитие этой системы есть не что иное, как процесс поэтапной разработки и внедрения в отрасли новых информационных технологий, базирующихся на современном программно-техническом комплексе.
Исходя из этого ЕАИС ФТС РФ призвана:
-обеспечить подразделения Комитета и правительственных органов информацией, необходимой для ведения таможенной статистики;
-совершенствовать систему организационно-экономического управления таможенными органами на всех уровнях управления;
-автоматизировать таможенное оформление документов на товары;
-повысить эффективность таможенного контроля за багажом следующих через границу пассажиров;
-обеспечить централизованное взимание и контроль начисления таможенных платежей;
-обеспечить информационную поддержку борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
-совершенствовать методы и средства нетарифного регулирования и контроль исполнения лицензий и квот;
-создать информационную технологию таможенно-банковского контроля внешнеэкономической деятельности с целью осуществления валютного контроля и др.
Основные компоненты ЕАИС:
1. ВИТС и средства организации информационного обмена – обеспечение информационного обмена компьютерными данными. Сеть предназначена для обеспечения информационного обмена между удаленными подразделениями таможенных органов и иными объектами: центральным аппаратом ФТС России, РТУ, уполномоченными банками, прочими организациями и службами.
Особенности ВИТС:
1. необходимость обеспечения комплекса интегрированных услуг связи (конфиденциальная и открытая телефонная связь, обмен данными ЛВС РТУ и ГНИВЦ, доступ к БД других организаций, проведение видеоконференций, факсимильная связь и т.п.);
2. глобальность сети ФТС России (в том числе связь со странами ближнего и дальнего зарубежья);
3. использования различных физических каналов связи (проводных, волоконно-оптических, радиорелейных, спутниковых);
4. необходимости взаимодействия с другими ведомственными сетями связи;
5. возможности использования сети для предоставления услуг связи другим потребителям с целью снижения эксплуатационных расходов и ее самоокупаемости.
2. Совокупность компьютерных баз данных (БД) – информационная основа получения статистических данных о ВЭД РФ и автоматизации решения задач таможенной деятельности.
Классификация баз данных ЕАИС ФТС РФ:
1. Нормативно-справочная информация (электронные классификаторы, кодификаторы, правовые и нормативные акты, эксплуатационная документация на АРМ и т.п.);
2. Технологические операции (электронные копии таможенных документов: ДТ, ТД, ДТС, ТПО, операции учета, ревизий и аудита, оперативных разработок и мероприятий и т.п.);
3. Статистическая информация (информация для формирования статистических данных и статистические массивы баз оперативной информации, подготавливаемые для обработки данных вне ЕАИС ФТС РФ).
3. Локальные вычислительные сети (ЛВС) – автоматизация деятельности подразделений таможенных органов на всех уровнях ЕАИС ФТС России;
4.Совокупность программных комплексов (ПК), оформленных в виде автоматизированных рабочих мест (АРМ) для индивидуальной работы пользователя;
Автоматизированное рабочее место (АРМ) — это комплекс вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся, непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации работы в рамках его должности и специальности.
Автоматизированные рабочие места создаются в соответствии с их предполагаемым функциональным назначением, но наряду с такой конкретикой, существуют общие принципы создания АРМ, к которым относят следующие их свойства:
системность;
гибкость;
устойчивость;
эффективность.
5. Нормативно-правовая база – совокупность документов, определяющих правовой статус применения информационных технологий в таможенном деле, а также правила разработки и эксплуатации технических и программных средств ЕАИС;
Защита информационных ресурсов таможенных органов от несанкционированного доступа и различных видов атак, а также обеспечение работы с электронной подписью.