После распада СССР экономическая ситуация в России была близка к катастрофической. Требовались чрезвычайные и решительные меры для стабилизации ситуации.
Перед российским руководством стоял выбор между двумя вариантами действий:
1. Стабилизировать экономику с помощью традиционных методов и только после этого приступить к либерализации экономики;
2. Пойти на быстрое проведение рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями по стабилизации ситуации.
Выбор был сделан в пользу второго варианта.
Главной задачей была объявлена макроэкономическая и финансовая стабилизация с одновременным переходом к рыночной экономике. Абсолютизируя роль рынка, молодые реформаторы считали, что он сам сумеет довольно быстро отрегулировать все экономические связи.
Первый этап реформ (январь 1992 г. – декабрь 1992 г.):
1) Либерализация потребительских цен на большинство товаров и услуг;
2) Отказ от централизованной системы распределения ресурсов;
Либерализация цен была призвана сбалансировать спрос и предложение, создав основу для структурных преобразований. Однако добиться стабилизации в финансовой сфере не удалось, а спад промышленногопроизводства продолжался. При сохранении высокого уровня монополизации производства эти меры привели к чрезвычайно быстрому росту цен. К концу 1992 г. они выросли в среднем в 100-150 раз. В то же время рост средней заработной платы составил лишь 10-15 раз.
3) Отпущены цены на энергоносители (в марте 1992 г.)
4) Либерализация во внешнеэкономической сфере, что подтолкнуло рост экспорта сырья, металлов и энергоносителей.
Все эти меры дополнялись политикой жесткого ограничения денежной массы и отказа от протекционистских мер в отношении отечественных производителей, которые не успевали приспособиться к новым условиям хозяйствования. В результате начинается спад производства, кризис неплатежей и т.д.
В условиях нарастающего хаоса с мая 1992 г. правительство отказалось от ограничения денежной массы и перешло к политике дешевых кредитов и предоставления льгот во внешнеэкономической деятельности. Такой поворот привел к росту инфляции. Осенью 1992 г. цены росли со скоростью 5% в неделю, происходит обвальное падение курса рубля и т.д.
Приватизация государственной собственности.
Одним из центральных вопросов перестройки было создание негосударственных форм собственности. «Малая приватизация» началась с предприятий торговли, бытового обслуживания, производства товаров народного потребления. Она происходила путем выкупа арендного имущества, продажи его по коммерческому курсу с аукциона, но большей частью путем акционирования. К 1996 г. было приватизировано более 84% малых предприятий.
«Большая приватизация» предполагала переход к акционерной форме собственности, при которой в руках государства концентрировалась большая часть акций, а за государственными структурамизакреплялась возможность бесконтрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи третьим лицам.
В 1992 г. начался первый этап «большой приватизации» программа «ваучерной приватизации»: все граждане России имели право на получение одного чека. Ваучеры не были персональными, их можно было продавать, вкладывать в акции приватизированных предприятий. Предполагалось, что в будущем можно будет получать проценты от прибыли этих предприятий. Рынок ваучеров рассматривался правительством как начальный этап функционирования ценных бумаг.
В результате первого этапа приватизации было создано более 25 тыс. акционерных обществ, которые составили основу корпоративного сектора, количество приватизированных предприятий превысило число неприватизированных, негосударственный сектор производил более половины ВВП. Однако, большинство из созданных чековых инвестиционных фондов, собрав ваучеры, к 1995 г. исчезли. Подавляющая часть населения не получила ничего.
Однозначно положительным моментом приватизации можно считать юридическое оформление собственности населения на занимаемую жилплощадь.
Таким образом, одна из главных задач приватизации – создание нового эффективного собственника и формирование «среднего класса» - достигнута не была.