Идеографический подход к исследованию в психологии

Основные преимущества идеографического подхода: глубина, яркость, жизненность, уникальность, всесторонний подход к личности, глубина изучения и анализа. Основные недостатки: недостаточная точность, несистематичность данных, субъективизм интерпретации. Его сторонники считают, что она является следствием уникального сочетания различных уровней личностных черт, а сами эти черты одинаковы у всех. Наиболее лаконично сформулировал эту точку зрения Айзенк: "Для ученого уникальный индивидуум - это просто точка пересечения ряда количественных переменных"

Сторонниками номотетического подхода чаще становятся ученые, склонные к строгого научного мышления. Они считают, что настоящие идеографические методы не являются научными, они по сути-только номотетических оценки отдельного случая. Идеографичнисть, по их мнению, означает лишь то, что исследователь фиксирует свое внимание на отдельном случае. Если бы не было сходства между индивидуумами, то идеографическое исследования было бы лишено всякого смысла. Также сторонники номотетического подхода настаивают на том, что все аспекты личности и ее поведения, в том числе ценности, настроения, капризы, можно оценить вполне точно и надежно. Они считают, что эмпирические методы являются лучшими для исследования сложных структур. Они часто достаточно энергично отрицают методы номотетических школы, которые, по их мнению, механистически и упрощенно представляют целостную личность. Они считают, что качественные характеристики не поддаются определению, а главной чертой личности является уникальное сочетание или уникальная структура личностных черт, способностей и потребностей.

29. Монодисциплинарный и полидисциплинарный подходы к исследованию в психологии.

Монодисциплина –область науки, изучающая совокупность однотипных объектов, явлений и процессов, их строение, свойства, а также, частные законы их существования. Примером монодисциплины могут служить зоология, ботаника, анатомия, психология, педагогика и т.п. Монодисциплины добывают, концентрируют, систематизируют и классифицируют сведения о природе и обществе, тем самым составляют основную массу научных знаний. Монодисциплинарный подход – одно из направлений методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение однотипных объектов, явлений и процессов, как системы. Он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нём и сведение их в единую монодисциплинарную теоретическую картину. Это обстоятельство способствует созданию монодисциплинарных классификаций объектов, явлений и процессов. Можно сказать, что монодисциплинарный подход делит окружающий мир на отдельные «предметные» области, изучаемые монодисциплинами. В случае невозможности решения теоретической или практической проблемы в рамках предметной области монодисциплины с применением монодисциплинарного подхода, проблема может быть решена «на стыке» монодисциплин, например, с применением возможностей двух смежных дисциплин.

Полидисциплина – это область науки, изучающая структуру, свойства и функции нескольких совокупностей однотипных монодисциплинарных объектов, процессов и явлений, при их существовании в составе сложного объекта, а также, общие законы их сосуществования. Полидисциплина, как правило, представлена комплексом монодисциплин или дидисциплин. Примером полидисциплины могут служить эдукология, экология, физико-химическая биология и Полидисциплинарный (мультидисциплинарный, плюрадисциплинарный, многодисциплинарный) подход – это способ выделения и изучения основных совокупностей монодисциплинарных объектов, явлений и процессов, составляющих собой сложный объект и наделяющих его отличительными особенностями. Полидисциплинарный подход ориентирует исследование на создание и сведение монодисциплинарных теоретических картин в общую полидисциплинарную теоретическую картину конкретного сложного объекта. При этом формируется обобщенная картина объекта исследования, по отношению к которой, все её монодисциплинарные и дидисциплинарные картины предстают в качестве ее частей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: