Николай Николаевич Евре́инов — русский и французский режиссёр, драматург, теоретик и преобразователь театра, историк театрального искусства, философ и лицедей, музыкант, масон, художник и психолог.
Дата рождения 25 февраля 1879 Москва
Дата смерти 7 сентября 1953 (74 года) Париж, Франция
Детство.
Первую пьесу Николай Евреинов написал в семь лет. В юности он бежал с бродячими актёрами, но был возвращен в семью.
Театр В. Ф. Комиссаржевской.
В сезон 1908/1909 был приглашён в театр на ул. Офицерской к В. Ф. Комиссаржевской на должность режиссёра. Главным образом из-за «Игры о Робэне и Марион» очарованная пастурелью В. Ф. Комиссаржевская пригласила Евреинова в свой театр после отставки В. Э. Мейерхольда
Термин «Монодрама».
В спектакле «Франческа да Римини» Н. Евреинов впервые применил в режиссёрской работе «принцип монодрамы», показав события, словно проецируемые через сознание главной героини. Теория монодрамы как драматического представления, которое преподносит окружающий мир таким, каким он воспринимается действующим лицом
|
|
Пределы допустимого/Эксперименты.
Популярный на то время был вульгарный жанр Grand Guignol (с фр. — «театр ужасов») — публика валом валила на спектакли, создатели которых не ставили никаких задач, кроме как напугать невзыскательных и впечатлительных обывателей душещипательными натуралистичными сценами. Критики недоумевали. Но не следует притом забывать, что Н. Н. Евреинов был в первую очередь экспериментатором.
«Весёлый театр» для пожилых детей.
В Великий пост 1909 года театр В. Ф. Комиссаржевской уехал на гастроли. В Петербурге остались Ф.Ф.Комиссаржевский, Евреинов и часть труппы. В их распоряжении оказалась прекрасно оборудованная сцена и масса свободного времени. «Весёлый театр» просуществовал недолго — до конца осени того же года. Кроме состава театра В. Ф. Комиссаржевской, труппу кабаре составили некоторые актёры, которые работали впоследствии в «Кривом зеркале». К началу сезона все они разошлись по своим театрам. Через год «Весёлый театр» попытались было открыть снова и даже в Театральном клубе дали несколько представлений. Но из возобновления ничего не вышло. И дело скоро развалилось.
Кабаре осилило всего две программы. Н. Н. Евреинов уверял, что ни о каких художественных заданиях не помышляли — просто «решили летом подзаработать». Репертуар был весьма оригинален. Н. Евреинов поставил здесь свой трагифарс «Весёлая смерть», пьесы Козьмы Пруткова «Черепослов, сиречь френолог» и «Фантазию», Ф. Комиссаржевский — кукольную комедию П. Ронсона «Лилия долины», оперу Д. Перголези «Служанка госпожа» и оперетту В. Зуппе «Прекрасная Галатея».
|
|
Театр «Кривое зеркало»
В начале сентября 1910 года Евреинов был приглашён на должность главного режиссёра «Кривого зеркала»
Н. Н. Евреинов любил озорство, розыгрыши, ценил анекдоты, уважал людей умеющих их рассказывать.
С 1910-го по 1916-й год он драматург, режиссёр, художественный руководитель, композитор и художник «Кривого зеркала», где поставил за этот период около ста спектаклей.
«Штурм Зимнего»
Одним из самых ярких и, несомненно, самым масштабным опытом в творческой биографии Н. Н. Еврениова явилось руководство постановкой «Взятия Зимнего дворца».
Зрелище упоминается во многих изданиях, посвящённых истории современного театра.
Работа всей жизни.
премьера 20 февраля 1921 года в Петрограде в театре «Вольная комедия».
В произведении реализована значительная часть теоретических положений Н. Н. Евреинова, откристаллизовавшихся за 15 лет, фрагментарно воплощённых в опытах. Вобрав основные программные принципы «Театра для себя» и «Театра как такового», эта пьеса — своеобразный итог и испытание их целесообразности и жизнеспособности. Идеи свои он без напряжения адаптирует к «утилитарным» потребностям «общей пользы» посредством включения приёмов, параллельно с написанием пьесы разработанной им методики «театротерапии», призванной сценическими средствами врачевать зрителей.
Этим пьесам суждено было стать главными в жизни Н. Н. Евреинова. Под названиями «Маскарад жизни», «Доктор Фреголи», и, наконец, «Комедия счастья» она переведена почти на все европейские языки, шла и периодически возобновляется в постановках практически всех стран Европы, в США, Латинской Америки, Японии. Ставили её Театр Польски (Варшава, 1922), Национальный театр (Белград, 1924), Гилд Театр (Нью-Йорк, конец марта-апрель 1926 — 40 спектаклей), театры Луиджи Пиранделло и «Ателье» Шарля Дюллена (1926, здесь, в Париже, эта пьеса шла около 250 раз), Бургтеатр (Вена, 1927),. Королевский Фламандский театр (Антверпен, 1930) и многие другие