Нематериальные активы, характеристика отдельных видов нематериальных активов

Нематериальные активы – это обобщающее понятие, применяемое для обозначения группы активов предприятия (хозяйственных средств), имеющих для предприятия стоимость, но не имеющих физического содержания и обладающих такими свойствами, как:

- долговременное (свыше года) использование в хозяйственном обороте предприятия;

- способность приносить предприятию доход;

- способность отчуждения.

К нематериальным активам относятся:

1. Права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.

2. Права, возникающие из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование.

3. Права на ноу-хау и др.

4. Права на пользование земельными и природными участками, природными ресурсами.

5. Организационные расходы.

Поступление на предприятие нематериальных активов должно иметь определенное правовое оформление, которое зависит от отнесения нематериального актива к той или иной группе классификации.

Для правового оформления создания и передачи этих нематериальных активов могут быть использованы:

1) договор о создании и передаче авторского произведения;

2) договор о выполнении НИОКР;

3) договор о создании и передаче научно-технической продукции (НТП).

Результатами указанных договоров будут являться нематериальные активы.

Приобретение уже существующего нематериального актива предприятием возможно на основании:

- авторского договора об использовании произведения;

- лицензионного договора;

- договора о передаче ноу-хау;

- учредительного договора.

Характеристики отдельных видов нематериальных активов.

Изобретение, полезная модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания составляют промышленную собственность. Любой предприниматель, заинтересованный в хозяйственном использовании запатентованных технических новшеств, должен заключить договор с патентообладателем о выдаче ему лицензии (лицензионный договор) или полной уступке прав (договор об уступке патента). Научно-технические организации – разработчики новой техники реализуют свои патентные права на основе лицензионных договоров, заключенных с заинтересованными предприятиями.

Лицензия – официальное разрешение на право занятия какой-либо деятельностью.

Патент – документ, удостоверяющий государственное призна-ние технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение.

Патент на изобретение дает его владельцу исключительные права пользования, производства и продажи продуктов или техпроцессов. Права закреплены юридически. Срок действия патента – до 20 лет

Промышленный образец –художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.Патент на промышленный образец имеет срок действия 10 лет.

Полезная модель – конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Это различного вида устройства – конструкции, применяемые в производстве и быту.Свидетельство на полезную модель аналогично патенту, но срок его действия до 5 лет (можно еще продлить на 3 года).

Товарный знак – обозначение, служащее для отличия товаров (или услуг) одних организаций или граждан от однородных товаров других производителей.

Под ноу-хау (коммерческой тайной) понимается такая информация технического, организационного, служебного или коммерческого характера, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.Стоимость ноу-хау определяется экспертным путем. Правовой формой передачи ноу-хау является договор о передаче ноу-хау, в котором оно подробно излагается.

16 Повременная форма оплаты труда;

В  промышленности согласно Трудовому кодексу РФ применяются две формы оплаты труда рабочих: сдельная и повременная.

При повременной оплате труда необходимо учитывать два основных условия: фактическое время, затраченное на работу, и квалификацию рабочего. Эта форма оплаты не стимулирует рабочих улучшать качественные и количественные показатели работы.

Она применяется там, где экономически нецелесообразно детально нормировать и      учитывать труд, где выработка определяется принятым технологическим режимом и главным является высокое качество продукции.

Повременная оплата разделяется на простую и повременно-премиальную. При простой повременной системе оплачивается отработанное время с учетом уровня квалификации; специалисты и служащие получают должностной оклад, а рабочий – тарифную ставку. При повременно-премиальной системе работнику к окладу или тарифной заработной плате выплачиваются стимулирующие выплаты, компенсационные доплаты и премии за производственные результаты.

17 Нематериальные активы, оценка и износ;

Нематериальные активы оцениваются по первоначальной и остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость нематериальных активов складывается из затрат по их созданию или приобретению и расходов по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Первоначальная стоимость нематериальных активов погашается путем начисления износа и включения его в издержки производства. Величина ежемесячной суммы износа определяется по нормам, рассчитанным предприятием самостоятельно исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования нематериальных активов, т.е. того срока, в течение которого они приносят доход. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы износа устанавливаются в расчете на 20 лет, но не более срока деятельности предприятия.

Остаточная стоимость нематериальных активов – это первоначальная стоимость за минусом начисленного износа.

Нематериальные активы поступают на предприятие:

а) в качестве вкладов учредителей в уставный капитал предприятия или в оплату акций АО (стоимость определяется по договоренности);

б) в результате долгосрочных инвестиций предприятия на приобретение или создание нематериальных активов (по фактическим затратам);

в) при безвозмездной передаче от других физических и юридических лиц (стоимость определяется экспертным путем).

Нематериальные активы выбывают из состава имущества пред-приятия:

- в результате реализации (по договорной цене);

- вследствие списания из-за нецелесообразности дальнейшего использования или потери доходных свойств, или полного износа;

- при внесении в качестве вклада в уставный капитал другого или совместного предприятия, акционерного общества, дочерней фирмы;

- при безвозмездной передаче другим лицам.

18 Бухгалтерский баланс и его структура;

Бухгалтерский баланс – это основная отчетная форма, отражающая имущественное и финансовое состояние предприятия на указанную дату. По своему строению баланс – двухсторонняя таблица

- левая сторона – актив, показывает состав имущества;

- правая сторона – пассив, где указываются источники образования имущества.

Статьи актива различаются в соответствии с тем, можно или нельзя в течение одного года путем обычных операций обратить их в наличные деньги, т.е. в ликвидные средства. Если можно, то их относят к оборотному капиталу, если нет – то к основному капиталу.

Статьи пассива по источникам образования имущества подразделяются на собственный и заемный капитал (обязательства). Баланс всегда должен быть уравновешен. Сумма всех статей актива должна быть равна сумме всех статей пассива. Хотя итоговые суммы сторон баланса равны друг другу, тем не менее ни одна отдельная строка на одной стороне баланса не равняется в точности какой-то строке на другой стороне баланса.

Структура бухгалтерского баланса: 1) Актив и 2) Пассив

К активу относится: Основной капитал (нематериальные активы, основные средства, долгосрочные инвестиции) и Оборотный капитал (производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция и другие).

К пассиву относится: Собственный капитал (уставный капитал, добавочный капитал, фонд накопления, резервный фонд, прибыль) и Заемный капитал (долгосрочные пассивы, краткосрочные пассивы).

19 Понятие об инвестициях и инновациях. Инвестиционная деятельность предприятия;

Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. Понятие «инвестиции» шире, чем понятие «капитальные вложения», которое использовалось в рамках централизованной плановой системы.

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного положительного эффекта.

Инвестиции – это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.

К причинам, побуждающим организации к инвестиционной деятельности, относят:

1) обновление имеющейся материально-технической базы;

2) наращивание объемов производственной деятельности;

3) освоение новых видов деятельности. Инвестиции осуществляются в форме:

- капитальных вложений (реальные инвестиции в материальные объекты);

- финансовых инвестиций (портфельные инвестиции).

Капитальные вложения – это вложения в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты (в том числе путем лизинга).

Финансовые инвестиции (портфельные инвестиции) – это вложения в ценные бумаги и активы других предприятий.

Основными принципами формирования инвестиционного портфеля являются безопасность, ликвидность, доходность.

Под безопасностью инвестиций понимается страхование от возможных рисков и стабильность получения доходов. Она достигается в ущерб доходности.

Под ликвидностью понимается способность финансового актива быстро превращаться в деньги.

Средства, полученные организацией с фондового рынка, используются следующим образом:

1) средства, полученные от первичного выпуска акций, направляются на формирование уставного капитала, предусмотренного учредительными документами АО;

2) средства, поступившие от дополнительной эмиссии акций, используются для увеличения уставного капитала;

3) средства, полученные от продажи ценных бумаг, могут быть вложены в финансирование реальных активов (приобретение оборудования, вычислительной техники, транспортных средств и т.п.), не-материальных активов (патентов, лицензий и т.д.), а также в высоко-доходные ценные бумаги других предприятий.

Источниками инвестиций могут быть:

1) собственные средства предприятия (прибыль, амортизация, страховка);

2) привлеченные средства (средства от продажи акций, облигаций

и других ценных бумаг);

3) заемные средства (кредиты, облигационные займы, кредиты иностранных банков и компаний, страховых обществ и пенсионных фондов);

4) средства, выделяемые вышестоящими холдингами и акционерными компаниями, а также финансово-промышленными группами на безвозмездной основе;

5) ассигнование из федерального, регионального и местного бюджетов, а также из фондов поддержки предпринимательства на без-возмездной основе;

6) иностранные инвестиции, предоставляемые международными финансовыми институтами и организациями различных форм собственности.

Результатом инвестирования достижений научно-технического прогресса являются инновации.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.

Инновационная деятельность направлена на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания.

Научно-технические инновации должны: - обладать новизной; -удовлетворять рыночному спросу; - приносить прибыль производителю.

20 Расчет отпускной цены производителя продукции. Метод ценообразования «средние издержки плюс прибыль»;

В экономике предприятия исходным принципом ценообразования является возмещение затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг и получение прибыли в размере, достаточном для осуществления расширенного воспроизводства, выплаты соответствующих налогов государству и муниципальным органам, образования фонда потребления в объеме, обеспечивающем определенный стандарт жизни работников предприятия.

При разработке, расчете и установлении отпускной цены на свою продукцию предприятие придерживается такой последовательности работ:

● 1-й этап – выбор стратегии ценообразования. Она зависит от того, с чем предприятие выходит на рынок и какие цели оно стремится достичь с помощью данного товара.

● 2-й этап – определение спроса на продукцию, так как он определяет максимальную цену на товар. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос и, соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос;

● 3-й этап – оценка издержек производства. Анализируются издержки производства, так как они определяют минимальную цену на товар. Предприятие рассчитывает затраты при различных объемах продаж и выбирает оптимальный вариант;

● 4-й этап – анализ цен и качество аналогичных товаров конкурентов. В условиях конкуренции предприятие при реализации своего товара стремится найти так называемую оптимальную цену. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена, рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены;

● 5-й этап – выбор метода ценообразования. Самыми распространенными методами ценообразования считаются:

Основным ориентиром при реализации этого метода являются издержки предприятия, связанные с предоставлением той или иной услуги. Данный метод заключается в начислении определенной наценки на себестоимость услуг.

К себестоимости прибавляют надбавку, соответствующую норме прибыли, принятые в данной отрасли.

Размеры наценок берутся в широком диапазоне. В зависимости от видов транспортных услуг. Прибыль определяется в процентном отношении к издержкам производства:

Где R- норма прибыли или норма рентабельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: