Наблюдения –метод психологической диагностики, дающий обширную информацию о человеке и незаменимый там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры.
Методы психодиагностики через процедуру опроса основаны на
допущении о том, что нужные сведения о психологических особенностях человека
можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных,
специально подобранных вопросов.
Одним из методов психодиагностики через анализ результатов деятельности
является контент – анализ, при котором содержательному анализу по
заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его
произведения, письма, продукты деятельности.
Анализ продуктов деятельности (контент-анализ). Это количественно-качественный анализ документальных источников (письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на киноплёнке, произведения искусства, материалы средств массовой информации, газеты, журналы), позволяющих изучать продукты человеческой деятельности.
|
|
Классификация психодиагностических методик (Захаров, Гуревич, Столин-Бодалёв, Белова).
По А.А.Бодалеву. В.В.Столину:
1. по характеристике того методического принципа, который предложен в основу данного приема:
А) объективные тесты методики решения задач с нахождением правильного ответаю
Б) стандартизированного самоотчета (все личностные опросники)
В) открытые тесты опросники (нестандартизированные личностные опросники).
Г) шкальные техники – предполагает оценку выраженностью субъекта тех или иных качеств (внимательность).
Д) проективные методы.
Е) диалогические техники, стандартизированные наблюдения.
2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат психодиагностики (- объективные –тесты, опросники, аппаратурные методики, шкальные техники, - диалогические – беседа, интервью, некоторые проективные методики.)
По В.К.Гайде, В.П. Захарову:.
Объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
По качеству (-стандартизированные, -нестандартизированные).
По назначению (- общедиагностические, -проф. пригодности, -спец. способностей, -тесты достижений).
По материалу, которым оперирует испытуемый (-бланковые, -предметные, -аппаратурные).
По количеству обследуемых (-групповые, -индивидуальные).
По форме ответа (-устные, -письменные).
По ведущей ориентации (- на скорость, - тесты мощности -трудные, не ограничены временем, - смешанные ).
По степени однородности задач (-гомогенные, -гетерогенные).
По комплексности (-изолированные, -тестовые наборы(батареи)).
|
|
По характеру ответов на задачи (-с предписанными ответами, -свободные ответы)
По области охвата психического (-интеллектуальные, -тесты личности).
По характеру умственных действий (-вербальные ,-невербальные).
К.М.Гуревич:
--малоормализованные (опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности);
--формализованные (тесты, опросники,проективная техника, психофизиологич.м етодики)
Содержательная характеристика метода наблюдения.
Метод наблюдения. 1) неконтролируемое или контролируемоё; 2) простое или включённое.
Наблюдение--это научное целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения следует отнести: естественность, независимость от умения испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воздействий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики /переживания, мысли, мотивы/.
Н аблюдение - целенаправленное,систематическое восприятие обследуемого объекта, на основе регистрации, избранных показателей (единиц, признаков) характеризующих особенности изучаемого явления.
Существуют 2 противоположные точки зрения -1) в качестве объекта выступает человек или группа, 2) психический феномен или явление.
Предметом наблюдения выступает вербальное и невербальное поведение человека или группы в определенной среде или ситуации.
Требования к наблюдению: -целенаправленность, -плановость,
-программа наблюдения должна включать в себя цели и задачи, объект наблюдения, предмет, наблюдаемые ситуации, способ, единицу наблюдения, инструментарий, способы регистрации, -систематичность (несколько раз), -полнота наблюдения за счет подробного протоколирования, -в обязательном порядке определять ситуацию наблюдения, выделять единицы и признаки, и способы их фиксации.
К основным формам протоколирования наблюдений можно отнести следующие: признаковые или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок). Чтобы избежать субъективизма, используют шкалы рейтинга.