Формагосударства- способорганизациииосуществлениягосударственнойвласти. Формагосударствараскрывает, какорганизованавластьвгосударстве, какимиорганамипредставлена, каковпорядокобразованияэтихорганов, какимиметодамиосуществляетсявласть. Формагосударстваскладываетсяизтрехэлементов: 1) формыгосударственногоправления; 2) формыгосударственногоустройства; 3) политическогорежима.
Формаправленияестьорганизацияверховнойгосударственнойвласти, котораяпредопределяетструктурувысшихгосударственныхорганов, порядокихобразования, взаимодействиямеждусобойинаселением. Историиизвестныдвеформыправления: монархияиреспублика.
Монархия(отгреч. monarhia–единовластие) –этоформаправления, прикоторойвластьполностьюиличастичнососредоточенаврукахединоличногоглавыгосударства–монарха. Властьмонарха, какправило, передаетсяпонаследствуисчитаетсянепроизводнойоткакой-либодругойвласти, органаилиизбирателей. Главагосударствазанимаетпостнанеопределенныйсрокиненесетюридическойответственностизасвоидействия.Существуютнеограниченные(абсолютные) иограниченные(конституционные) монархии. Абсолютнаямонархияхарактеризуетсявсевластиемглавыгосударства. Монархвыступаетединственнымносителемсуверенитета, обладаетширокимиполномочиямивзаконодательной,исполнительнойисудебнойсферах. Отличительнойособенностьюконституционноймонархииявляетсяограничениевластимонархапарламентом.
|
|
Республика–этоформаправления, прикоторойглавагосударстваявляетсявыборнымисменяемым, аеговластьсчитаетсяпроизводнойотизбирателейилипредставительногооргана. Выделяюттриосновныхразновидностиреспублики–президентскую, парламентскуюисмешанную.
Впарламентскойреспубликеправительствоформируетсязаконодательныморганомиформальноответственнопередним. Руководительправительстваофициальнонеявляетсяглавойгосударства, нореальноон–первоелицовполитическойиерархиипарламентскойреспублики. Обязанностиглавыгосударстваобычноограничиваютсяпредставительскимифункциями, которыемалочемотличаютсяотполномочийглавыгосударствавконституционныхмонархиях.
Президентскаяреспубликахарактеризуетсяжесткимразделениемвластей, прикотороморганыгосударственнойвластиобладаютзначительнойсамостоятельностьюпоотношениюдругкдругу. Президентявляетсяодновременноиглавойгосударства, иглавойисполнительнойвласти. Впрезидентскойреспубликеправительствоотличаетсястабильностью, асампрезидентможетбытьотстраненотвластилишьвслучаенарушенияимконституциилибосовершенияпреступления.
Выделяюттакже"смешанную" илиполупрезидентскуюреспублику. Этаформаправлениястремитсясочетатьсильнуюпрезидентскуювластьсэффективнымконтролемпарламентазадеятельностьюправительства. Ееглавнаяотличительнаячерта–двойнаяответственностьправительствапередпрезидентомипарламентом.
|
|
Формагосударственногоустройства- территориально-организационнаяструктурагосударства. Различаютунитарные, федеративныеиконфедеративныегосударства, атакжеимперскиеобразования.
Унитарноегосударство–этоединое, простоегосударство, состоящееизадминистративно-территориальныхединиц, необладающихсобственнойгосударственностью. УнитарноегосударствоимеетединуюКонституцию, единуюправовуюсистему, единуюсистемувысшихоргановвластииуправления, единоегражданство. УнитарнымигосударствамиявляютсяФранция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусьимногиедругиестраны.
Федеративным- государства, территориальныечастикоторыхвтойилииноймереобладаютсуверенитетом, имеютпризнакигосударственности. Каждыйсубъектфедерацииимеетсвоюконституцию, атакжеорганызаконодательной, исполнительнойисудебнойвласти. Полномочияжемеждуфедерациейивходящимивнеегосударственнымиобразованиямиопределяютсяединойконституцией.
Конфедерации–этосоюзысуверенныхгосударств, образуемыедлясовместногорешенияопределенныхзадачэкономического, военного, социальногоилииногохарактера. Втакихсоюзахотсутствуютединыеорганыгосударственнойвластииуправления, асоздаютсяспециальныеучреждениятолькодлякоординациидействийучастниковсоюзапореализациинамеченныхзадач. Конфедерации–весьманепрочныемежгосударственныеобразования, онилибораспадаются, либопреобразуютсявфедеративныесоюзы.
Империи–этогосударственныеобразования, характернымиособенностямикоторыхявляютсяобширнаятерриториальнаяоснова, сильноцентрализованнаявласть, ассиметричныеотношениягосподстваиподчинениямеждуцентромипериферией, атакжеразнородныйэтническийикультурныйсоставнаселения.
Беларусь—унитарноегосударство, формаправления—президентскаяреспублика. ПрезидентРеспубликиБеларусьявляетсяГлавойгосударства, гарантомКонституцииРеспубликиБеларусь, прависвободчеловекаигражданина. ОнпредставляетРеспубликуБеларусьвотношенияхсдругимигосударствамиимеждународнымиорганизациями. Законодательнуювластьосуществляетдвухпалатныйпарламент—НациональноесобраниеРеспубликиБеларусь, состоящееизПалатыпредставителейиСоветаРеспублики. ИсполнительнуювластьосуществляетПравительство—СоветМинистровРеспубликиБеларусь. Судебнаявластьпринадлежитсудам, судебнаясистемастроитсянапринципахтерриториальностииспециализации. КонтрользаконституционностьюнормативныхактоввгосударствеосуществляетсяКонституционнымСудомРеспубликиБеларусь. Конституция—основнойзаконРеспубликиБеларусь. НынедействующаяконституциябылапринятаВерховнымСоветомРеспубликиБеларусь15 марта1994 года. ВдальнейшемизмененияидополнениявКонституциювносилисьтрираза: 14 мая1995, 24 ноября1996, 17 октября2004.