МОДУЛЬ 1
Психология человека
Тематическое планирование по курсу «Психология» (модуль 1)
Психология человека
Таблица 2
№ | Название темы | Лекции | Семинарско-практические занятия | Самостоят. работа |
1 | Психология как наука и область гуманитарной практики. Объект и предмет психологии. Методы психологии | 1 | — | 6 |
2 | Исторический обзор психологического знания (донаучный период) | 1 | — | 6 |
3 | Представление о человеке и (методологические и методические) подходы к его изучению в основных направлениях зарубежной психологии. | 2 | 2 Дискуссия-дебаты | 8 |
4 | Представление о человеке в отечественной пси-хологии. Культурно-историческая психология Л. С. Выготского. Психологическая теория деятельности | 2 | 4 Групповая работа с последующим пленарным обсуждением. Дискуссия -круглый стол | 6 |
5 | Биологические основы психики. Развитие психики в фило- и онтогенезе. Стадии развития психики | 1 | --- | 4 |
6 | Сознание как высшая стадия развития психики | 1 | 2 Групповая работа с последующей презентацией результатов работы каждой группы | 4 |
7 | Функциональная и структурная организация психики: процессы, состояния, свойства. | 1 | --- | 4 |
8 | Индивидные свойства человека | 1 | --- | 2 |
9 | Индивидуальность и ее структура: темперамент, характер, способности | 2 | Дискуссия-дебаты. 2 Дискуссия-круглый стол 2 Групповой проект; защита в жанре стендового доклада 2 | 10 |
10 | Личность. Трактовки личности в основных психо-логических направлениях. | 2 | 2 Дискуссия-круглый стол | 6 |
11 | Эмоции и чувства. Эмоциональная сфера лич-ности | 1 | 2 Семинар | 6 |
12 | Произвольность и воля. Регуляторно-волевая сфера личности | 1 | 2 Групповой проект | 4 |
13 | Общение и поведение | 2 | 2 Ролевая игра | 4 |
14 | Познание. Познавательная сфера личности: ощущение и восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь | 2 | Семинар. Групповой проект 2 2 2 2 2 2 | 20 |
Итого: | 20 | 34 | 90 |
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
Тема 1. Психология как наука и область гуманитарной практики. Объект и предмет психологии. Методы психологии
Общее представление о психологии как науке. Место психологии в системе наук. Научная и житейская психология. Искусство и устное научное творчество как особые формы психологических знаний и представлений. Предмет и объект психологии: психические явления и психологические факты. Естественнонаучная и гуманитарные парадигмы в науке. Принципы психологии. Основные методы психологического исследования. Структура современной психологии: отрасли психологии.
Тема 2. Исторический обзор психологического знания(донаучный период)
|
|
Этапы становления психологии как основные психологические теории и их взаимосвязь. История предмета психологии. Донаучный этап в развитии психологического знания. Психология в недрах философии и естествознания. Представления древних философов о душе. Абсолютизация отдельных категорий (сознание, поведение, деятельность, личность и т. д.) как основа оформления течений и научных школ в психологии.
Тема 3. Представление о человеке и (методологические и методические) подходы к его изучению в основных направлениях зарубежной психологии.
Исследование явлений и фактов сознания человека в психологии сознания. Бихевиоризм как наука о поведении. Психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека. Ключевые идеи классического психоанализа З. Фрейда. Структура психики и личности. Понятие сублимации. Понятие о психологических защитах.
Гештальтпсихология как течение, ориентированное на целостное изучение человеческой психики. Гуманистическая психологи и ее ориентация на уникальную личность человека. «Человек познающий» в когнитивной психологии. Определение предмета и методов его изучения применительно к каждому психологическому направлению.
Тема 4. Представление о человеке в отечественной психологии. Культурно-историческая психология Л. С. Выготского. Психологическая теория деятельности.
Л. С. Выготский как основоположник культурно-исторической психологии. Предмет психологии в понимании Выготского. Учение о высших психических функциях, их социальном происхождении. Схема строения высших психических функций. Понятие интериоризации как превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические. Понятие о культурно-историческом знаке.
Теория деятельности, роль А. Н. Леонтьева в ее разработке. Основные принципы теории деятельности: единство сознания и деятельности, субъектность, активность, предметность и социальная обусловленность. Основные понятия теории деятельности (потребность, мотив, цель, задача, действие, операция, результат). Соотношение сознание и деятельности, личностный смысл, значение и чувственная ткань как компоненты сознания. Понятие субъектности как одно из центральных в создании образа человека с позиций теории деятельности. Структура деятельности: мотивационно-потребностные и операционально-технические аспекты. Классификация потребностей и мотивов: побудительные и притягательные мотивы (установка, влечение, желание, интерес, мечта, идеалы, убеждения). Виды деятельности, понятие о творческой деятельности.
Тема 5. Биологические основы психики. Развитие психики в фило- и онтогенезе. Стадии развития психики.
Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы. Взаимосвязь психики и мозга человека: мозг и психика, психика и нервная система, психика и высшая нервная деятельность. Происхождение и развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Стадии развития психики. Гипотеза А. Н. Леонтьева о происхождении чувствительности. Адаптивная роль психики в эволюции животных, особенности проявления психики животных. Инстинкты и их природа. Соотношение инстинкта и навыка. Язык и общение, роль речи и орудийной деятельности в развитии сознания.