Вступая во взаимодействие с окружающим миром, человек отражает в своем мозгу не только многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости (это отражаетсяв познавательных процессах), но и объективные отношения, которые складываются у него как личности с отдельными объектами отражения: одни явления радуют, другие – печалят, одни – восхищают; другие – возмущают. Эта своеобразная сторона отражения мира составляет область чувств и эмоций. Эмоциями и чувствами называю т переживания человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.
Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с потребностью человека. Чувства же отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру, к удовлетворению сложных потребностей, возникающих в процессе развития личности.
|
|
Функции эмоций и чувств.Сигнальная выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде (при помощи чувств и эмоций мы сигнализируем другим людям о
том, в каком состоянии и настроении мы находимся и как сейчас надо с нами общаться). Регулирующая выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся трудности (чувство долга, ответственности, любви).
Эмоции и чувства обладают полярностью и могут быть:
а) положительными – мы испытываем их тогда, когда факты, предметы и явления окружающего нас мира соответствуют нашим потребностям и
требованиям (удовольствие, радость, счастье, ликование, веселье, любовь и т.п.);
б) отрицательными – эти эмоции не соответствуют нашим потребностям (неудовлетворение, страдание, печаль, горе, отвращение, страх, ненависть, гнев и т.д.);
в) еще одна разновидность переживаний – неопределенное (ориентировочное) переживание. Оно возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром.
Все чувства и эмоции делятся на:
а) стенические (греч.стенос – сила) – вызывающие активное состояние, повышающие жизнедеятельность человека (радость, боевое возбуждение, «спортивная злость», гнев, ненависть и др.);
б) астенические (греч.астенос – слабость) – вызывающие пассивное, угнетенное состояние (печаль, тоска, уныние, подавленность).
Формы эмоциональных переживаний.
Аффект (лат.душевное волнение, возбуждение) – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.
|
|
Страсть – это длительное, устойчивое чувство. Страсть связана со стремлением, и она направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной (к искусству, знаниям) отрицательной – направленной на недостойные цели (к наркотикам, алкоголю)
Стресс (англ. – напряжение) – состояние, близкое к аффекту, а по длительности протекания – к настроению. Возникает в необычной, трудной ситуации обиды, опасности, стыда, угрозы и др. Стрессы приводят к физиологическим изменениям (учащение сердцебиения и дыхания, повышение кровяного давления) и нарушениям поведения (общая реакция возбуждения, дезорганизация поведения, рассеянность, трудности в переключении внимания).
Фрустрация ( дезорганизация сознания и поведения) – крайняя неудовлетворенность, блокада стремлений.Возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки. Фрустрации подтверждены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостьюВ состоянии фрустрации человек испытывает сильное нервное потрясение, крайнюю досаду, озлобленность, подавленность
Особенности проявления эмоций и чувств у различных типов темперамента.