Эффективность профессионального педагогического слушания зависит от разных условий.
Внутренняя установка. Имея положительную внутреннюю установку по отношению к какому-либо ученику, учитель откровенен и восприимчив. Но когда он настроен отрицательно, то бывает скрытен и неоправданно критичен, как бы ни старался слушать.
Положительная внутренняя установка — общая установка, которой должен придерживаться учитель повседневно в своих отношениях с учениками.
Одобрение и эмпатия. Под одобрением понимается установка, выражающая положительное, благожелательное, доброжелательное отношение учителя к ученикам. Такое отношение приводит учителя в спокойное состояние, когда он может без затруднений выразить свою мысль и к тому же ощутить самоодобрение.
Эмпатия, или сопереживание, означает понимание учителем чувств своих учеников. Учитель переживает чувства других, как если бы они были его собственными.
Эффективность слушания зависит и от понимания учителем невербальных сигналов, исходящих от учащихся, поэтому другой важный принцип хорошего слушания психологи сформулировали следующим образом: «Старайтесь сконцентрироваться на человеке, который говорит с Вами; обращайте внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т. д.».
Один из приемов эффективного восприятия речи учащихся — умение учителя слушать «всем телом». Учитель как бы говорит: «Я весь — внимание», когда горит особым желанием услышать что-нибудь интересное. Он бессознательно принимает соответствующую позу: поворачивается лицом к говорящему, устанавливает с ним визуальный контакт, иными словами, внимает ему. Такое слушание «всем телом» выражает не только готовность учителя слушать, физическое внимание, но и помогает процессу слушания и восприятия. Учитель принимает эту позу безотчетно. Но этим приемом ему следует пользоваться сознательно в своей профессиональной деятельности, поскольку осознанное умение быть внимательным — эффективное средство повышения восприятия речи ученика.
Следует обратить внимание и на такой принцип хорошего слушания: «Не давайте оценок, не давайте советов». Психологи утверждают, что оценки и советы учителя, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний учащихся. А это может снизить активность участников диалога, оказать давление на мнение учеников и в результате помешать эффективному обсуждению проблемы.
Какие правила хорошего слушания существуют?
Английский психолог Иствуд Атватер в книге «Я Вас слушаю...» дает следующие рекомендации, как надо и как не надо слушать:
— не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это не означает, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли;
— будьте физически внимательными. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете;
— не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно, как бы вы ни притворялись. Отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица или жестах;
— дайте собеседнику время высказаться. Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника;
— не перебивайте без надобности. Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно;
— если вам необходимо перебить кого-нибудь в серьезной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника;
— не делайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца;
— не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл сообщения;
— если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это гарантирует вас от любых неясностей и недопониманий;
— не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.
Ю. В. Рождественский в «Введении в общую филологию» среди правил для слушающего выделяет следующие:
1) слушающему предписывается отдавать предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности;
2) в роли слушающего необходимо уметь выслушивать, терпеливо и доброжелательно относиться к говорящему;
3) доброжелательно выслушивая говорящего, не следует сбивать его с темы, неуместно прерывать, вставлять колкие, обидные замечания, а также необходимо не переводить слушание в собственное говорение;
4) выслушивая, надо поставить в центр внимания говорящего и его интересы, дать ему проявить себя, подчеркивать свой интерес к нему, подтверждать контакт внимания, понимания, этический и эмоциональный контакт с помощью невербальных средств коммуникации, междометий и т. п.;
5) в роли слушателя необходимо умело входить в коммуникативное взаимодействие, вовремя подавая ответную реплику, уместную интенционально и пропозиционально;
6) не следует без нужды переходить из роли слушающего в роль говорящего. Если же такой переход назрел, его следует обозначить соответствующими средствами;
7) если слушающих больше, чем двое, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, адресованную другому.
Глава 5
Чтение в профессиональной
Деятельности учителя