Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность),употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его
индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо.
|
|
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире.
Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по
своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.
Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.
Если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.
Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.
Философия эпохи Просвещения.
Для эпохи Просвещения характерным является то, что во главу угла ставится вера в человеческий разум, освобожденный от морально-нравственных предрассудков, религиозных догм, суеверий и ложных авторитетов. Просветители хотели с помощью научных знаний изменить человеческие представления, пересмотреть интеллектуальные ценности, сделать разум мерилом всего, что существует. Для этой эпохи особенно характерно развитие рационализма, материализма и атеизма.
|
|
Просвещение охватывает практически все страны Европы (в том числе Россию) как идеологическое движение со своим специфическим характером. Основная идея этого движения в том, что только человеческий разум, а не религиозная вера, способен обеспечить человечеству достойное существование путем научного и технического прогресса. Именно наука и техника смогут позволить человечеству коренным образом преобразовать в лучшую сторону жизнь людей. Целью жизни людей должно быть благосостояние в этом, а не в загробном мире. Один из ярчайших просветителей — Вольтер — говорил: «Однажды все станет лучше — вот наша надежда». На этом пути основными препятствиями являются невежество и суеверия людей, которые можно преодолеть, только просвещая самих людей.
Разум в эпоху Просвещения понимается как движущая сила, порождающая духовное богатство и ведущая к раскрытию истины. Разум должен опираться только на данные опыта, а не на религиозные догматы или «врожденные истины». Он должен, опираясь на физику и математику, устанавливать связи одного факта с другими и посредством этих операций решать любые проблемы.
Философия Нового времени и ее основные проблемы.
Новое время 27- середина 19 века, период становления капитализма, развития экспериментальной науки. Антропоцентризм- в центре фигура человека. Главная философская концепция Гносеология -теория познания.
Источники знаний Эмпиризм, рационализм.
Эмпиризм- это философское направление которое абсолютизирует роль чувств в процессе познания мира (Бэкон, Локк)
Рационализм- это философское направление которое абсолютизирует роль разума в познании мира (Декарт, Спиноза)
Характерные черты:
1.философия обретает классическую форму, философия-основа мировоззрения и всеобщая методология
2. Бурное развитие философских проблем естествознания и математики. Большинство выдающихся философоф были учеными.
3. Возникновение политической философии либерализма (теория естественных прав и свобод, теория общественного договора).
Возникновение естественнонаучной картины мира: вклад Г.Галилея в решение вопроса об объективности познания.
первоначальная естественнонаучная картина мира была сведена воедино в результате творчества гениального английского физика и математика И. Ньютона.
Ему принадлежит количественное описание фундаментальных физических процессов движения с использованием открытых им начал дифференциального и интегрального исчислений. Он завершил и математически оформил предшествующие идеи о вращении Земли вокруг Солнца, создал научно обоснованную, глубокую теорию небесной механики – строения Солнечной системы, точное и с тех пор нерушимое геометрическое о ней представление и на ее основе сформулировал закон всемирного тяготения.
Созданная в конце ХVП века Ньютоном и называемая ньютоновской картина мира явилась теоретической базой научных трудов естествоиспытателей на протяжении почти двух столетий. Ньютон завершил работу двух веков до него: Коперника, Кеплера и Галилея. Его идеи окончательно овладели наукой только в конце ХVII и начале ХIХ века, когда создалась небесная механика.