Мотивация и стимулирование как технологии управления

Мотивация работников предприятия связана с созданием возможностей по удовлетворению их разнообразных потребностей. Наиболее удачная теория человеческих потребностей создана А. Маслоу в виде пирамиды. Первый уровень этой пирамиды составляют физиологические и сексуальные потребности, то есть потребности в пище, воде и продолжении рода. Второй уровень – потребности существования, то есть потребности в защищённости и уверенности в завтрашнем дне. Третий уровень – социальные потребности, то есть потребности в принадлежности к какой-либо группе, во внимании и заботе окружающих. Четвёртый уровень – потребности престижа, то есть потребности в уважении, статусе, в служебном росте. Пятый уровень – духовные потребности, то есть потребност и в творчестве и самовыражении.

Особенности этой пирамиды потребностей состоят в том, что актуальность и ценность потребностей более высокого уровня проявляется только тогда, когда удовлетворены по требности более низких уровней.

Кроме базисных потребностей существуют ещё производные потребности: благополучие, справедливость, порядок и единство социальной жизни, которые прямо не вписываются в пирамиду А. Маслоу, но, в общем-то, определяют степень цивилизованности жизни.

Стимулирование в отличие от мотивации является проявлением чисто внешним: хороший коллектив и достойная зарплата, поощрение инициативы, справедливое вознаграждение и наказание, единые нормы и ценности для всех и т.п., что обычно приводит людей к пониманию ситуации и соответствующим действиям.

Координация и регулирование как технологии управления являются не чем иным, как деятельностью менеджера по поддержанию движения предпри ятия к заданной цели. При этом:

•   координация – это согласование деятельности предприятия и всех его подразделений с намеченным планом и осуществляется, как правило, мягкими методами (экономическим и и морально-психологическими);

•   регулирование – это принудительная коррекция деятельности предприятия и осуществляется, как правило, жёсткими административными методами в тех случаях, когда координаци я исчерпывает свои возможности.

Учёт, анализ и контроль – важнейшие технологии управления, так как позволяют менеджеру собрать и обработать информацию, связанную с деятельностью предприятия, снимая этим самым неопределённости, предупреждая кризисные ситуации и поддерживая деятельность предприятия в заданных пределах.

Процедура конт роля обычно включает следующее:

•   выработ ка и принятие критериев оценки;

•   оценка реальных пок азателей по принятым критериям;

•   выполнение координирующих и регулирующих действий.

Бизнес-план предприятия

Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.

Бизнес-план должен:

- показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;

- оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;

- определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия (инвестора), для местного, региональн ого и государственного бюджета.

Содержание бизнес-плана

В бизнес-плане отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты.

Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура документа должна быть унифицирована.

Стандартный бизнес-план должен включать в себя следующие основные разделы:

1. Обзорный раздел (резюме)

Резюме — один из наибол ее важных разделов бизнес-плана. В нем в сжатой форме излагается суть предлагаемого плана развития предприятия, его преимущества, приводятся основные итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов: объем продаж, затраты на производство, прибыль и уровень рентабельности вложений и срок, в течение которого гарантируется возврат заемных средств; выводы и рекомендации, касающиеся всех основных аспектов реализации бизнес-плана.

2. Описание предприятия. В этом разделе указываются цель плана (инвестиционного проекта); перечисляются основные его параметры — номенклатура продукции, мощность предприятия и место его размещения, ориентация проекта (рынок или сырье), график осуществления проекта; предлагаются основные мероприятия по разработке проекта, включая научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, а также представляется информация об осуществленных исследованиях и изысканиях в этих направлениях.

3. Описание продукции или услуг. В этом разделе представляется информация о продукции, показывается новизна решения технических, технологических, потребительских и прочих проблем. Обязательно приводится сравнительный анализ изделий конкурентов, показываются преимущества производителя и потребителя предлагаемой продукции.

4. Анализ рынка и маркетинговая стратегия.

Цель анализа рынка — разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара

Анализ рынка содержит:

- определение спроса и емкости рынка;

- анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса;

- результаты исследования рынка;

- прогнозы объемов продаж;

- описание маркетинговой стратегии данной компании (стратегии сбыта, рекламы и продвижения товара, ценообразования, стимулирования продаж и т. д.).

5. Производственный план

Основной производственный план содержит:

- общий подход к организации производства;

- необходимое сырье и материалы, их источники и условия поставки;

- технологические процессы на производстве;

- необходимое оборудование и его мощность.

- требования в отношении трудовых ресурсов (производственный, инженерно-технический и административный персонал, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).

6. График выполнения работ

График выполнения (календарный план) работ в рамках проекта должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реализации, а также отражать планируемые временные рамки работ на каждом из этапов.

7. Управление и организация

Управление предприятием включает:

- описание основных участников предприятия (предприниматель и его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т. д.);

- организационная схема компании, показывающая внутренние связи и разделение ответственности в рамках организации;

- порядок подбора, подготовки и оплаты труда сотрудников.

Организация реализации бизнес-плана предусматривает:

- разработку, согласование и утверждение программы реализации стратегических планов;

- организацию учета и контроля выполнения планов;

- мотивацию выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с намеченными затратами;

- регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия.

8. Финансовый план

Финансовый план должен быть согласован с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана, поскольку в нем обобщаются и представляются в стоимостном выра жении все разделы бизнес-плана.

9. Оценка рисков

В разделе «Оценка рисков» требуется оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись

Ответ на вопрос, как минимизировать риски и возможные потери от них, должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.

10. Приложение

В данный раздел включаются документы, подтверждающие или дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане, например, биографии управленческого персонала, результаты исследования рынка, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, план производственных площадей, договоры, гарантийные письма.

В разработке бизнес-плана важнейшая часть — финансовая, основанная на анализе и оценке денежных потоков, генерируемых финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, расчете основных показателей их эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: