Корпоративные информационные технологии

Быстрое развитие информационных технологий служит мощным технологическим фактором, обуславливающим нарастание темпов модернизации и развития всех отраслей бизнеса. Иллюстрацией сказанному может служить сравнительный график использования различных технологий в США, представленный американским журналом Economist (см. рисунок 1.1).

По горизонтали на графике отложено время, прошедшее с момента появления соответствующей технологии, а по вертикали - процент населения, использующий ее. Хорошо видно, что если автомобилю для достижения уровня проникновения (процент охвата населения, при котором та или иная технология (техническое достижение) становится необходимой для нормального функционирования общества) в 40% понадобилось почти 80 лет, для телефона - чуть меньше 70, а для электричества - 50, то персональные компьютеры и интернет достигли этого же уровня всего за 20 лет. По прогнозам большинства аналитиков, в течение ближайших десяти лет этими технологиями будет охвачено 80% населения.

Подключение к Интернету и использование персональных компьютеров являются взаимосвязанными и взаимостимулирующими процессами. Так, быстрое развитие Интернета началось с того момента, когда количество пользователей персональных компьютеров достигло своеобразной критической массы в 30%, и оно же, в свою очередь, стимулировало дальнейшее, еще более ускоренное распространение компьютеров.

На сегодняшний день Интернет является одним из мощнейших катализаторов проникновения информационных технологий в самые широкие слои бизнеса - он становится тем инструментом, который позволяет максимально быстро доставить информацию максимально широкому кругу потребителей.


Рисунок 1.1 - График развития и восприятия технологий

На основе прогнозов аналитиков можно сделать вывод, что IT будут, с одной стороны, все больше и больше влиять на повседневную жизнь, а с другой - что компании, наиболее эффективно использующие IT, будут иметь конкурентное преимущество перед теми, кто их не использует или использует менее эффективно: чем быстрее компания овладевает новыми технологиями, тем выше ее конкурентные преимущества.

Интернет и новые информационные технологии служат стимулятором изменения всего бизнеса. Они не только проникают во все сферы нашей жизни и деятельности - изменения претерпевает и сам бизнес.

До сего времени информационные технологии производили скорее данные, чем информацию, - не говоря уже о том, что они порождали множество разнообразных новых вопросов, а также множество разнообразных новых стратегий. Представители руководства избегали применения этих технологий потому, что они не давали информации, необходимой им для выполнения их собственной работы. Теперь ситуация меняется. Технологический прогресс последних лет предоставил руководителям возможность изменить роль IT в жизни компаний.

Для прежних эпох экономического развития были характерны продолжительные периоды стабильности, разделяемые краткими периодами революционных перемен. Эволюционисты называют такое положение прерывистым равновесием. Сегодня же электронная информация создает среду ведения бизнеса, для которого характерны постоянные перемены. Теперь в эпоху инноваций компаниям необходимо быть особенно аккуратными в выборе инструментов и методов ведения бизнеса, а также создания и совершенствования своей производственной архитектуры.

Основные характеристики ИТ: - стоимость, производительность и надежность. Помимо этого, можно рассматривать также стоимость сопровождения, стоимость подготовки обслуживающего персонала, удобство использования и много еще чего. Естественно, что требования к значениям первого ряда характеристик вытекают из задач, для решения которых и создаются корпоративные информационные технологии.

Надежность является основным отличием систем коллективного пользования от систем персональных. В случае выхода из строя системы персональной может пострадать один пользователь. Он может сильно пострадать, но он будет один. При отказе же системы, обслуживающей сотни и тысячи человек, последствия будут неизмеримо более тяжелыми. Поэтому проблема обеспечения максимальной надежности очень остро стоит на всех уровнях корпоративных технологий, будь то уровни аппаратные, программные или организационные. Слишком уж велика цена отказа.

Производительность - очень многогранная характеристика и легко формализуемая только в самых простых случаях. Для систем лучше использовать термин "пропускная способность". Он вернее отражает суть дела. Пользователю совсем неинтересна производительность сервера баз данных, если его (пользователя) запросы выполняются в пределах ограничений на время отклика и его устраивает это время. Другое дело, что пропускная способность очень заботит администратора системы, поскольку именно он отвечает за то, что система должна обслуживать заданное количество пользователей, обеспечивая при этом приемлемые характеристики для каждого конкретного пользователя. В силу того, что корпоративные системы предназначены для коллективного обслуживания, любой корпоративный сервер мощнее любого персонального компьютера.

Тем самым, и корпоративные, и персональные технологии занимаются проблемами увеличения производительности систем, только принципы определения этой производительности могут различаться. Для одних - выходная мощность, для других - пропускная способность. Очевидно, что последняя является более общим понятием, поскольку для обеспечения высокой пропускной способности системы в целом, необходимо, чтобы некоторые ее подсистемы имели высокую выходную мощность.

Стоимость является следствием надежности и производительности. А также количества построенных на определенной технологии систем. Часто возникает вопрос: почему в пересчете на количество операций в секунду мэйнфрейм или корпоративный сервер стоят дороже, чем персональный компьютер? При этом никто не спрашивает, почему в пересчете на лошадиную силу двигатель трансатлантического авиалайнера стоит гораздо дороже, чем двигатель малолитражки (соотношение цены самого лайнера и автомобиля, впрочем, еще больше). Ответ однозначен: потому что это разные устройства. И предназначены они для решения разных, хотя в чем-то и схожих, задач.

И еще одно. Для сложных систем бессмысленно говорить об их стоимости без рассмотрения стоимости их эксплуатации, куда входят расходы на сопровождение, модернизацию, обучение персонала и т.д. Здесь вновь проявляется различие в подходах. Если для простого изделия (компьютера) его цену подсчитать довольно просто, то для компьютера, входящего в состав корпоративной системы, задача сильно усложняется. При минимизации стоимости системы, подход, применяемый в технологиях корпоративных, сильно отличается от подхода технологий персональных. И корпоративные технологии на всех уровнях системы предназначены для уменьшения стоимости эксплуатации системы за определенный период времени.

Даже при беглом рассмотрении основных характеристик информационных систем ясно, что при построении разных классов систем необходимо применение различных технологий. А применение неадекватных технологий приводит, как известно, к отрицательному результату. Одним словом, корпоративным системам - корпоративные технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: