Взаимосвязи предприятия в условиях рынка. «Внутр».и «внешняя среда»

ПРЕДПРИЯТИЕ это самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли

Отмечая, что в рыночных условиях главной целью любого предприятия является получение прибыли, следует подчеркнуть, что прибыль не только цель, но и я условие существования предприятия. Получение прибыли следует добиваться не любой ценой, а на основе удовлетворения потребностей общества, которые предъявляются рынком.

Таким образом, у предприятия два важнейших признака:

· первый – занимается хозяйственной деятельностью с целью получения прибыли;

· второй – имеет статус юридического лица.

Внешняя среда деятельности предприятия. Несмотря на то, что в условиях рыночной экономики предприятие является основным хозяйствующим субъектом, на его деятельность оказывает большое влияние окружающая социально-экономическая среда.

Эффективность его предпринимательской деятельности в значительной мере определяется в целом состоянием экономики в государство и конкретно состоянием того сегмента рынка, на котором работает данное предприятие.

Все множество факторов, создающих внешнюю среду деятельности предприятия, объединяется в две группы: в факторы макросреды и факторы микросреды.

Макросреда характеризуется следующими группами факторов в государстве и в регионе: экономические, политические, правовые, демографические, природные, научно-технические, социально-культурные.

Микросреда включает следующие группы факторов:

• Потребители (состояние и развитие потребностей, спроса на товары, развитие рынка).

• Поставщики (привлекательность поставщиков, целесообразность договорной политики).

• Конкуренты (число активных конкурентов, состояние конкуренции, и т.д.).

Факторы микросреды проявляются в результате взаимодействия предприятия с субъектами рыночных взаимоотношений.

 

Стратегия развития предприятия и формирование рыночной среды

Стратегия представляет собой генеральную программу деятельности предприятия, в основе которой лежит определение основных, долгосрочных целей и задач, разработка направлений его деятельности, определение необходимых ресурсов для достижения поставленных целей и порядка их использования.

Цель представляет собой количественные и качественные характеристики функционирования предприятия, к достижению которых оно стремится. Задачи этапы или пути достижения цели в течение периода, на который разрабатывается предприятия определяют стратегия. Предприятия могут намечать разные цели. Это зависит от внешних и внутренних факторов.

В процессе обоснования перспективных направлений деятельности предприятия могут формироваться различные типы стратегий. Все стратегии можно классифицировать по следующим признакам.

1. По масштабу разработки: общая (генеральная) и поддерживающие (вспомогательные – по направлению деятельности, виду ресурсов).

Общая (генеральная) стратегия развития предприятия связана с деятельностью предприятия в целом, использованием всех видов ресурсов и ориентирована на выполнение его главной цели. Функциональные (вспомогательные) виды стратегий обеспечивают реализацию генеральной стратегии предприятия по отдельным направлениям его деятельности (маркетинговая, финансовая, производственная и т.д.), видам деятельности.

2. По функциональному принципу (товарная, управление доходами, расходами, прибылью, стимулирование персонала и т.д.).

3. По сроку реализации (краткосрочные – до 1 года, среднесрочные – на 3-5 лет, долгосрочные).

4. По темпам развития – ускоренного роста, ограниченного роста, сохранения состояния, или сокращение объемов деятельности.

5. По стадиям жизненного цикла – стратегия на стадии рождения предприятия, его детства, юности, ранней зрелости, полной зрелости, стадии старения.

Формирование стратегии представляет собой сложный творческий процесс. Он требует высокой квалификации и компетентности исполнителей.

Этапы разработки стратегии:

1. Уточнение миссии предприятия.

2. Оценка текущей обстановки функционирования предприятия. Оценка его слабых и сильных сторон, его конкурентоспособность. Выбор наиболее вероятных направлений развития предприятия.

3. Определение целей и ключевых проблем предприятия для достижения необходимой цели.

4. Разработка альтернативных вариантов развития предприятия.

5. Оценка и выбор стратегии развития предприятия.

6. Составление программы действий. Расчет объемов хозяйственно-финансовой деятельности.

7. Мониторинг реализации стратегии и при необходимости ее корректировка.

Процесс разработки стратегии представляет собой стратегическое планирование, в котором определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем.

Жизнен.циклы предприятия, их влияние на стратегию

1. Формирование. “Заявка” на рынке товаров/услуг    - Стратегия предпринимательская. Привлечь внимание к товару, найти своего потребителя, организовать продажу и сервис, стать привлекательным для клиента

2. Интенсивный рост. “Размножение систем” - Динамический рост. Нарастающий рост объемов и качества услуг и соответственно числа структур.

3. Стабилизация. Закрепление на рынке, достижение максимального уровня рентабельности – Стратегия Прибыльности. Поддержание системы в равновесии.

4. Спад. Прекращение нерентабельного, заратного производства Возрождение          

Ликвидация - Ликвидация части производства, продажа с максимальной выгодой, как финансовой, так и психологической

Предпринимательская Ликвидация. Снижение объемов, поиск нового продукта и путей оптимизации деятельности

Бизнес- план предприятия, его назначение и отличие от других планов

Бизнес-план – это план развития предприятия, план производственно-коммерческой деятельности, ориентированной на получение высокой прибыли, обеспечение конкурентоспособности, выживаемости и устойчивости предприятия в рыночной экономике. В бизнес-плане ответ на вопрос, что надо сделать, чтобы завоевать хорошую деловую репутацию, то, что называется «паблик рилейшенз».

Поскольку бизнес-планирование охватывает достаточно длинный период, обычно 3-5 лет, оно может быть отождествлено со стратегическим планированием. В отличие от стратегического – бизнес-планирование включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного (нового) бизнеса. Она имеет четко очерченные временем рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены. Кроме того, в бизнес-планировании его функциональные составляющие (планы производства, маркетинга, юридический план и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равноправными частями структуры бизнес-плана.

Содержание бизнес-плана определяется типом предприятия, его хозяйственными функциями и степенью юридической самостоятельности. Необходимо выделить следующие виды бизнес-планов:

- бизнес-план для действующего производственного предприятия;

- бизнес-план для нового производственного предприятия;

- бизнес-план для действующих коммерческих (торговых) предприятий;

- бизнес-план для новых, либо реорганизуемых коммерческих предприятий и другие.

Структура бизнес-плана не канонизирована, а зависит от многих факторов (назначение бизнес-плана, вид бизнеса, масштабы предприятия, его юридический статус и др.).

В связи с этим предлагаем примерную структуру бизнес-плана:

Титульный лист; Резюме; История бизнеса; Описание продукции (услуги).; Анализ положения дел в отрасли.; Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии.; План производства; План маркетинга; Организационный план; Юридический план.; Рынок и план продаж; Финансовый план:; Программа инвестирования; Охрана окружающей среды; Оценка риска и страхование; Приложения.

 

Планирование деятельности предприятия

Планирование деятельности предприятия – это одна из функций управления, которая заключается в умении предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, определения эффективных способов их выполнения и необходимых ресурсов.

Основная цель планирования – интеграция всех работников предприятия для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение целей.

Объектом планирования выступает взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления товаров и ресурсов.

Планирование играло важную роль в условиях централизованной плановой экономики. Однако и в рыночной экономике планирование необходимо.

Сущность планирования проявляется через реализацию на практике его принципов, методов и систему экономических показателей.

Принципы обеспечивают определяют характер и содержание планирования. Соблюдение принципов создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает вероятность ошибок.

Основными принципами планирования являются: целенаправленность, системность, реальность, точность, непрерывность, гибкость, оптимальность формирования и использования ресурсов.

Методы выступают способом достижения цели и предусматривают знание определенной техники планирования. Основные из них - это балансовый, программно-целевой, экономико-статистический, методы математического моделирования и нормативный.

Реализация основной цели предприятия требует разработки различных планов: по времени, по масштабам деятельности, по уровню управления и по назначению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: