Становление европейской философии в Древней Греции (философия Демокрита и Платона)

Принято считать, что Демокрит жил с 460 по 370 г. до РХ. Демокрит родился в колонии Абдеры во Фракии. Атомизм Демокрита гениален в силу его простаты. Существует только один вид первоначал – маленькие неделимые частицы. Они движутся в пустоте, и их движения определяются исключительно механическими причинами. Все перемещения этих частиц вызываются их взаимными столкновениями. Маленькие материальные частица мыслятся как физически неделимые. Их свойства являются исключительно количественными, то есть свойствами, которые можно описать с помощью простейших математических понятий – это протяженность, форма, вес и т.п., но не цвет, вкус, запах, боль и т.п. Атомы столь малы, что не могут чувственно восприниматься. Вводится объяснение ощущаемых объектов с помощью принципиально чувственно невоспринимаемых сущностей, которые могут только мыслиться. Все атомы состоят из одного и того же материала. Но они различаются по форме и размерам, которые постоянны для каждого отдельного атома. Вещи возникают, когда атомы «сцепляются вместе». Вещи исчезают, когда образующие их атомы удаляются друг от друга. Движения атомов не зависят от божественного или человеческого разума. Все происходит механически.

В лице Платона (427 – 347 гг. до н.э.) древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения. В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику. Множество бытия Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущностями. Платон стремится развить сократовские представления. Для всякой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая для каждой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается ее именем. Идеи – это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира. Материальный мир вторичен. Что же представляет собой идея? Идеи существуют и без человека, идеи суть подлинные сущности. Идеи – объективны, в этом – ядро объективного идеализма Платона. Действительность разделена на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Мир идей – первичен, многообразие чувственно воспринимаемого мира – вторично. Между областью «идей» и областью «вещей» у Платона находится «душа мира». Чувственный мир – порождение мира «идей» и мира «материи». Однако, кроме бытия должно существовать и небытие. Это небытие Платон отождествляет с материей, а бытие – бестелесные, нематериальные идеи. При этом для Платона идеи первичнее материи. Виды (идеи), прежде всего бытие, а не понятие нашего ума, и существуют они сами по себе, независимо от субъекта, от его сознания и познания. Между миром идей и небытием (т.е. материей как таковой) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие, которое отделяет истинное бытие от небытия.

 6. Философия Аристотеля.

 

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Категории — это фундаментальные понятия философии. Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина—это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего».

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни отчего не зависящая: причина всех причин. Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция.

Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках» — «добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: