В успешной работе любой инновационной фирмы человеческие ресурсы играют определяющую роль. Способность персонала инновационной фирмы своевременно реагировать на изменяющуюся внешнюю среду, сохраняя и развивал накопленный кадровый потенциал, зачастую оказывается самым важным фактором эффективной работы компании. Процесс управления персоналом и бизнес-стратегия инновационной компании тесно связаны друг с другом. Практика успешных организаций показывает, что планирование работы с персоналом позволяет добиться поставленных целей с минимальными затратами материальных и человеческих ресурсов. Управление персоналом — это специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.
Существуют различные подходы к управлению персоналом в зависимости от стадии развития инновационной компании (рис. 15.8). На стадии старта у начинающего предпринимателя есть материализовавшаяся идея, которой предстоит доказать свою состоятельность в результате пробных продаж. На этапе раннего роста инновационное предприятие уже может ощутить обратную связь с рынком. На этапе расширения происходит существенное увеличение объема продаж, которое подразумевает значительное расширение производственных мощностей, приобретение нового оборудования, привлечение к работе нового персонала и т.п. На данной стадии большую роль в организации начинают играть инновационные менеджеры. На стадии зрелости инновационная фирма функционирует в полную силу, у нес есть определенная ниша на рынке, постоянные клиенты, ее технологии устоялись и приносят стабильный доход. Созданная атмосфера инноваций в компании способствует быстрому воплощению в жизнь идей и новых подходов.
|
|
Рис. 15.8. Подходы к управлению персоналом на разных стадиях развития инновационной компании
Аутсорсинг
На стадии старта инновационная фирма производит единичный товар, опробует запатентованные технологии. Сложные денежные потоки отсутствуют. Однако, даже производя единичный продукт, фирма должна вести бухгалтерию, налоговый учет, а также выполнять определенный набор общехозяйственных функций. При этом на начальной стадии деятельности инновационной компании не требуется содержания постоянного штата. Поэтому, скорее всего, компания обратится к услугам сторонних организаций, воспользуется так называемым аутсорсингом. Аутсорсинг — это передача сторонней фирме деятельности, которая ранее осуществлялась или может осуществляться в рамках дачной организации. Тема аутсорсинга практически любой неключевой функции в современной организации весьма актуальна на Западе. Специализированным компаниям пересдаются управление автопарком, поездками, калрами, логистика и даже сборочное производство[19].
|
|
На этапе раннего роста инновационное предприятие должно не только определиться с производством товаров или предоставлением услуг, но и выявить своего потребителя. Ей необходимо наладить каналы сбыта, определиться с источниками финансирования. Именно на данной стадии происходит постепенный отказ от аутсорсинга в пользу найма штатных сотрудников.
Потребность в инновационных менеджерах Необходимым условием финансового успеха как отдельного инновационного проекта, так и инновационной программы крупной организации является наличие квалифицированной проектной команды, включающей не только исследователей и конструкторов, но и специалистов по инновационному менеджменту, способных реально продвигать новые продукты на рынок, обосновывать и принимать рациональные финансовые и организационные решения, активно использовать методы проектного управления и т.п.
Бизнес-планирование, экономическое обоснование инновационного проекта, соотнесение его с потенциальными рынками сбыта, патентная зашита и презентация — все эти стадии должна пройти любая идея. Возникает вопрос: кто будет этим заниматься? Мировой опыт свидетельствует, что сам разработчик, «родивший» новую идею, как правило, не может эффективно продвигать новый продукт на рынок. Во-первых, любой изобретатель любит свое «детище», не замечает в нем недостатков, а «сырая» идея, которую необходимо сделать товаром, требует к себе объективного отношения. Во-вторых, разработчикам, которые имеют базовое инженерно-техническое образование, зачастую не хватает специальных знаний и навыков для того, чтобы решать проблемы, связанные с приведением проекта в товарный вид. Значит, между разработчиком-новатором и рынком сбыта должен быть некий посредник, специально подготовленным профессионал, который может в конкретных расчетах, в бизнес-плане экономически обосновать проект, провести маркетинговое исследование рынка, грамотно презентовать идею потенциальным инвесторам. В качестве такого посредника и выступает инновационный менеджер. Потребность в таких специалистах, как уже отмечалось, весьма острая.
Анализ показывает, что дефицит таких специалистов — практиков и особенно руководителей инновационных проектов составляет в настоящий момент более 70%. По оценке, для успешной реализации передовых технологических проектов современным российским предприятиям и организациям нужно около 200 тысяч инновационных менеджеров[20]. Причем квалифицированные специалисты требуются не только индустриальным гигантам, но и небольшим региональным производствам. Объясняется эго тем, что подготовленных специалистов практически нет и далеко не всякий работник имеет потенциальные способности стать успешным руководителем инновационного проекта, а тем более — комплекса инновационных проектов, причем большинство людей не догадываются о своих способностях и их необходимо выявлять.
На Западе инновационные фирмы, как правило, возглавляют два человека — инженер, являющийся автором технической стороны проекта, и менеджер, имеющий организационный и коммерческий опыт. Основа такого союза формируется из-за скептического отношения крупных компаний к рискованным проектам. Не получив возможности реализовать новшество на своем предприятии, менеджер пытается реализовать эти идеи как независимый предприниматель.
|
|
Инновационная деятельность предполагает создание особой атмосферы в коллективе. Эта атмосфера должна быть направлена на поддержку инновационной составляющей всех бизнес-процессов. Прежде всего необходим инновационный подход к персоналу,
В качестве примера создания инновационной атмосферы в компании можно привести опыт фирмы Sоnу: ее успехи во многом связаны с тем, что управляющие компании обладают способностью к сотрудничеству. Компания уважает мнение разных людей, разные мнения позволяют находить истину и развивать компанию. Работники стремятся постоянно вносить рационализаторские предложения, которые всячески поощряются. На фирме в среднем на одного работника приходится до 10 рационализаторских предложений в год.