Вначале необходимо дать характеристику отрасли экономики, в которой действует предприятие, показать этапы и тенденции развития отрасли (три основных типа — устойчивое развитие, растущее или кризисное состояние), а также место предприятия в отрасли. При характеристике предприятия необходимо обратить внимание на его отличия от организаций и компаний, действующих на рынке:
• полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения и номер постановки на учет в Федеральной налоговой службе, юридический адрес предприятия, банковские реквизиты;
• организационно-правовая форма предприятия;
• размер уставного капитала;
• перечень основных владельцев с указанием их доли в уставном капитале, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;
• основной вид деятельности предприятия;
• показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;
• формулировка миссии предприятия, т.е. цели и задачи на ближайший период и на перспективу;
|
|
• объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
• конкурентные преимущества предприятия;
• проблемы, с которыми сталкивается предприятие;
• характеристика менеджеров высшего звена управления — генерального директора, исполнительного директора, директоров, главного бухгалтера (Ф.И.О., возраст, образование, квалификация, предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности);
• оценка и анализ сильных и слабых сторон предприятия и его конкурентов.
Далее дается четкое определение и описание продукции и услуг предприятия с позиций потребителя, которые будут предложены на рынок. Производится сравнение их с продукцией (услугами) конкурентов, обосновывается необходимость развития производства и совершенствования продукта (услуги). Раздел носит описательный характер. В нем необходимо указать преимущества товара (услуг) предприятия по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, основные технико-экономические характеристики, пути совершенствования и модификации предлагаем ого товара. Обычно в бизнес-плане приводятся следующие характеристики продукции (услуг):
• функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;
• примеры использования продукции, включая второстепенные области применения;
• показатели качества (долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации и ремонта, соответствие продукции принятым стандартам, технологичность, универсальность, процент брака, требования к контролю качества, предпродажному, послепродажному и гарантийному обслуживанию и др.);
|
|
• внешнее оформление и упаковка;
• стадия, в которой находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);
• описание преимуществ товара (услуги), сильные и слабые стороны товара (услуги);
• сравнение с другими товарами (услугами):
• основные направления совершенствования продукции (услуги).
Маркетинговыйплан.
В данном разделе дается описание стратегии маркетинга, заключающейся в приведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке. План маркетинга предусматривает следующие подразделы: 1) цели и стратегии маркетинга; 2)комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков; 3) ценообразование; 4) выбор системы распространения товара (услуги); 5) реклама; 6) методы стимулирования продаж, организация сервисного обслуживания клиентов.
При решении вопросов, связанных с целями и стратегиями маркетинга, необходимо на основе полученных результатов стратегического планирования деятельности предприятия детализировать цели маркетинга по уточнению основных приоритетов предприятия на рынке производимой продукции, продаже конкретных товаров и оказанию услуг, проникновению на конкретные рынки, конкурентной борьбе на рынках, методам стимулирования продаж, бюджету маркетинга и т.д. Далее необходимо определить конкретные маркетинговые стратегии для достижения каждой из поставленных и сформулированных целей.
Комплексный анализ является одним из ключевых этапов подготовки бизнес-плана и условно проходит четыре этапа. Первый этап — оценка потенциальной емкости рынка, т.е. определение общего объема товаров, которые покупатели определенного региона могут купить за месяц, квартал или год. Второй этап — оценка потенциального объема продаж на основе конъюнктуры рынка, т.е. оценка суммы реализации, на которую можно рассчитывать при данных возможностях. Третий этап — сегментация рынка на основе группировки покупателей по определенным признакам. Четвертый этап — комплексная оценка рынка, завершающаяся разработкой прогноза объема продаж на будущее. На крупных предприятиях разработка такого прогноза возможна с помощью применения различных методов (математического моделирования с использованием большого объема статистической информации, проведения маркетинговых экспериментов и т.д.). На предприятиях малого и среднего бизнеса обычно ограничиваются опросом покупателей, экспертными оценками менеджеров фирмы или привлекаемых специалистов.
Цена товара может определяться с учетом множества факторов: себестоимости продукции (средних издержек производства), уникальных достоинств товара, его качества, цены конкурентов на аналогичный товар (услугу) или товары-заменители, цены, определяемой спросом на данный товар (услугу). Выбор метода установления цен и уровень планируемой предприятием цены свидетельствуют о выработке предприятием своей ценовой политики. Ценовая политика в маркетинге может включать:
• выход на рынок;
• вытеснение конкурентов с рынка;
• ввод па рынок нового товара;
• получение сверхприбыли на основе стратегии «снятия сливок с рынка»;
• быстрое возмещение затрат, связанных с производством и сбытом продукции;
• сохранение стабильного положения на рынке при нормально-умеренной рентабельности;
• поддержание и расширение доли рынка фирмы и др.
Схеме каналов распространения товаров — это организация каналов сбыта продукции от производители к потребителям. Предприятие должно прежде всего решить, будет оно вести торговлю самостоятельно или через посредников. 6 схеме должны быть предусмотрены структура и размеры каналов сбыта (одно, двух- или трехуровневые каналы сбыта), при этом эффективным решением данного вопроса является выбор наилучшей комбинации нескольких каналов. Составляется оптимальная схема транспортировки товаров, устанавливается уровень товарных запасов на складе.
|
|
Главной функцией рекламы является выделение продукта из остальной массы конкурирующих товаров (услуг) через подчеркивание индивидуальной черты, свойственной именно этому товару (оригинальность потребительских свойств, высокое качество, низкая или умеренная цена, упаковка и т.д.). В части рекламы выбираются тип (товарная или фирменная) и средства распространения рекламы (наружная реклама, печатная продукция, радио- и телереклама, реклама на транспорте и др.). Предприятие должно решить, будет ли оно само заниматься рекламой или пригласит специалистов со стороны. Реклама — дорогостоящее мероприятие, поэтому необходимо определить бюджет рекламы на период осуществления проекта. Расходы на рекламу отражаются в разделе «План производства».
Описываются система формирования спроса и стимулирования сбыта на предприятии или отдельные методы стимулирования продаж (рассрочка и другие виды кредита, предоставление бесплатных образцов товара, купонов, скидок, премий, гарантий возврата денег и т.д.). Расширение сервиса имеет важное значение в повышении конкурентоспособности товаров предприятия. В данном подразделе необходимо указать условия предпродажного, послепродажного и гарантийного обслуживания, структур сервисных точек.
План производства
Раздел «План производства» должен описать путь, на основе которого предприятие планирует в ближайшие два—три года (для крупных компаний срок может быть увеличен до 4—7 лет) эффективно изготавливать продукцию (услуги). Этот раздел должен ответить на следующие вопросы: где будут изготавливаться товары, какие потребуются производственные мощности, какое оборудование потребуется и где намечается приобрести недостающее оборудование, какова схема производственных потоков, где и у кого закупается сырье и материалы, предполагается ли производственная кооперация, какова система контроля качества и, наконец, какова себестоимость производимого продукта (услуги)? Структура данного раздела и этапы его разработки представлены ниже.
|
|
I. Программа производства и реализации продукции (по годам с разбивкой по кварталам): по каждому виду продукции — объемпроизводства в натуральном и стоимостном выражении, объем реализации в натуральном выражении, иена реализации за единицу продукции, выручка от реализации, общая выручка от реализации продукции.
2. Схема технологического процесса: описание станочного оборудования, машин и инструмента, являющихся технической базой проекта, требуемые производственные мощности, требования к источникам энергии и их доступность, потребность в сырье, материалах, комплектующих изделиях и производственных услугах, требования к подготовке производства, возможности совершенствования технологии производства.
3. Требования к организации производства: требования к формам организации промышленного (строительного, транспортного, торгового и др.) производства, организационным структурам управления предприятием; требования к организации производственного процесса, в том числе к организации вспомогательных хозяйств предприятия, технической подготовке производства, организации материально-технического обеспечения и сбыта продукции, организации маркетинговой деятельности, формированию кадров предприятия; требования к организации труда.
4. Потребность в основных средствах: наличие и общая потребность в соответствующих производственных площадях и современном оборудовании (спецификация по зданиям и сооружениям производственного назначения, рабочим машинам и оборудованию, в том числе по каждой единице оборудования, с указанием производительности, а также по транспортным средствам, инструменту и спецоснастке); поставщики основного оборудования и условии поставок (покупка или аренда). Лизинг оборудования. Форма амортизации (простая или ускоренная). Норма амортизационных отчислений. Основание для применения нормы ускоренной амортизации.
5. Поставщики и партнеры. Необходимо определиться, с какими фирмами и организациями предприятие собирается устанавливать постоянные деловые отношения. Поставщики сырья и материалов (название, условия поставок) и ориентировочные цены. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.
6. Потребность в оборотных средствах. Необходимо проанализировать затраты на сырье и материалы, топливо и мектро-энергию, тару, запасные части, а также затраты на незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления и покупные, расходы будущих периодов.
7. Потребность в персонале и заработной плате. Необходимо составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности, а также указать требуемую квалификацию работников по рабочим основного и вспомогательного производства, специалистам и служащим; установить условия оплаты и стимулирования труда, структуру и состав подразделений, возможности обучения персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
8. Годовые затраты на выпуск продукции: затраты на производство и сбыт продукции (на годовой объем). Переменные (пропорциональные объему производства) и постоянные затраты (не зависящие от объема производства). Себестоимость единицы продукции (работы, услуги).
9. Стоимость строительства, структура капитальных вложений по утвержденному проекту, предусмотренная в проектно-сметной документации и сметно-финансовом расчете, в том числе строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты.
10. Обеспечение экологической и технической безопасности. Природоохранные мероприятия.
Организационный план
Данный раздел содержит информацию: 1) о форме собственности (по хозяйственным товариществам указываются условия создания и партнерства, по закрытым акционерным обществам — состав основных акционеров и принадлежащие им доли, по открытым акционерным обществам указывается объем выпущенных акций и объем их эмиссии); 2) об организационной структуре предприятия (организационная схема управления предприятием, состав подразделений и их функции, состав дочерних фирм и филиалов, их организационные взаимосвязи с головным предприятием): 3) о персонале (члены совета директоров, краткие биографические справки, обладатель права подписи финансовых документов, распределение обязанностей между членами руководящего состава, вопросы оплаты труда руководящего персонала); 4) о правовом обеспечении деятельности предприятия (все правовые аспекты создания и функционирования предприятия).
Финансовый план
Раздел «Финансовый план» призван обобщить предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении. Этот раздел является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность. Объем и детализация финансовой информации, ее конкретные формы могут быть различны в зависимости от отраслевых особенностей, целей бизнес-плана, требований инвесторов и кредиторов. В данном разделе должны найти отражение следующие вопросы: объем продаж и общая прибыль, общий объем инвестиций, издержки производства и обращения, процентное соотношение доходов и расходов, использование собственных и заемных средств, их источники и сроки погашения задолженности, срок окупаемости вложений, срок начала выплаты дивидендов. Должны быть подробно описаны потребности в финансовых ресурсах, планируемые источники и предполагаемые схемы финансирования, ответственность заемщиков и принятая в проекте система гарантий.
Финансовый план может быть представлен в двух частях: 1) планово-отчетные документы; 2) расчет показателей эффективности реализации бизнес-плана. В практике бизнес-планирования первая часть финансового плана обычно представлена тремя основными документами: планом доходов и расходов, планом движения денежных средств и сводным планом активов и пассивов предприятия.
План доходов и расходов. Прогноз делается обычно на первые три гола и последующий период. Он содержит следующие показатели: доходы от продажи товаров (оказания услуг); издержки производства продукции (услуг), суммарная прибыль от продаж; общепроизводственные и коммерческие расходы (по видам): страхование; амортизационные отчисления; налоги, включаемые в себестоимость и относимые на финансовый результат; погашение основного долга и выплата процентов за кредит (проценты за капитал); налогооблагаемая прибыль; налог на прибыль; чистая прибыль. Основная задача документа — показать ожидаемое формирование прибыли при заданных в проекте параметрах (прежде всего выручке от реализации и издержках) в ближайшие несколько лет.
План движения денежных средств (кассовый план-бюджет). Основная цель прогнозирования денежных средств состоит в проверке синхронности их поступления и расходования, т.е. в проверке способности предприятия своевременно погашать обязательства перед кредиторами (инвесторами) за счет денежных средств, находящихся на расчетном счете предприятия. Прогнозирование денежных средств предполагает подробный план ожидаемых поступлений и выплат денежных средств с конкретизацией статей поступлений и выплат и разбивкой по периодам. Основой для составления плана движения денежных средств является прогноз объема продаж, который дает представление о будущих доходах предприятия. При планировании движения денежных средств необходимо учитывать следующие факторы: денежные потоки, изменения ставки процента и уровня инфляции, изменения налогового законодательства.
Сводный баланс активов и пассивов предприятия. Сводный баланс характеризует финансовое состояние предприятия на определенный момент времени, показывает, какими средствами финансирования оно обладает и как используются данные средства. Этот баланс рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Сводный баланс вызывает большой интерес прежде всего у специалистов кредитных учреждений, поскольку позволяет оценить, какие суммы предприятие намечает вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов фирма собирается финансировать создание или приобретение данных активов.
Вторая часть финансового плана — анализ полученной финансовой информации, расчет основных показателей платежеспособности и ликвидности, оценка эффективности проекта, выяснение, в какой форме выгоднее привлекать капитал и когда можно ожидать полного возврата инвестиций, определение выгоды от проекта, разработка финансовой стратегии предприятия.