Структура и функции рынка. Рыночный механизм и его основные элементы

Структура рынка - степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Известны четыре типа рыночных структур и для каждого из них роль пены разная. Рассмотрим характеристики этих типов рыночных структур.

Рынок чистой конкуренции

Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими чертами:

  • имеется множество продавцов и покупателей одного и того же товара, при этом каждый из них продает (покупает) очень малую долю общего рыночного объема;
  • товар с точки зрения покупателей является совершенно однородным, покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар;
  • все покупатели с точки зрения всех продавцов одинаковы;
  • отсутствуют препятствия для вступления в отрасль новых производителей и выхода из нее;
  • все участники рыночных сделок осведомлены о технологии, ценах, отсутствует сговор продавцов или покупателей;
  • ни один покупатель и продавец не может оказать существенного влияния на уровень текущей рыночной цены (продавец не может завысить цену своего товара по сравнению с текущей рыночной ценой, так как покупатели имеют возможность купить товар у других продавцов по рыночной цене; продавец не будет и снижать цену своего товара, так как он может продать весь товар по текущей рыночной цене).

Рынок чистой монополии

Рынок чистой монополии характеризуется следующими чертами;

  • наличие только одного продавца некоторого товара (отрасль состоит из одной фирмы);
  • товар не имеет близких заменителей и покупатель должен покупать товар у монополиста или отказаться от него;
  • отсутствие как потенциальной, так и скрытой конкуренции;
  • наличие барьеров для входа в отрасль, среди которых можно назвать: наличие исключительного юридического права заниматься данным видом деятельности, контроль единственной фирмы над специфическим ресурсом, используемым при производстве товара, экономические преимущества крупного производства, защита производства товара патентом;
  • покупателей товара может быть либо один, либо несколько, либо множество;
  • фирма полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цену, но, изменяя объемы производства и цены, монополист должен учитывать реакцию потребителей.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция характеризуется следующими чертами, сочетающими элементы монополии и конкуренции:

  • наличие множества фирм, как правило, мелких, при этом крупные фирмы, если они есть на рынке, не имеют преимуществ перед мелкими фирмами;
  • выпускаемые фирмами однородные товары широко дифференцированы по качеству, сервису, рекламе, что делает каждую отдельную фирму мини-монополистом, контролирующим небольшую долю всего рынка соответствующего товара (отметим, что под разными товарами подразумеваются продукты: с разными потребительскими свойствами; кажущиеся почему-либо разными потребителю; продаваемые в различных условиях, а также по-разному рекламируемые);
  • вход на рынок и уход с него свободны, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта, которая создает для фирмы преимущества, защищает ее от конкурентов, приносит ей дополнительную прибыль, а для рынка страны — многообразие товаров, однако изоляция сегмента рынка одного и того же товара не абсолютна (фирме приходится считаться с конкуренцией товаров, похожих на собственные, спрос на дифференцируемые товары высокоэластичен — повышение цены на один из них сразу приведет к переключению покупателей на другой);
  • фирмы сосредоточивают свои усилия в основном на производстве товара, пользующегося ограниченным спросом, и свойства которого соответствуют специальным запросам потребителей.

Олигополистический рынок

Олигополистический рынок, который является самым распространенным рынком в современной экономике, характеризуется следующими чертами:

  • на рынке действует небольшое число крупных фирм (формально считается: четыре крупные фирмы, производящие более половины всей выпускаемой продукции), но могут присутствовать и мелкие фирмы;
  • продукты могут быть стандартизированными (цемент, газ и т, п.) и дифференцированными (автомобилестроение);
  • фирмы-олигополисты обладают высокой степенью контроля над рынком (над объемами производства, ценами).

Функции рынка:

· информационная (рынок с помощью системы ценовых сигналов информирует производителей и покупателей о наличии товаров, их ценах,ассортимента и т.д.);

· ценообразующая (на рынке образуется цена товара на основе колебаний конъюнктуры рынка);

· посредническая (рынок выполняет роль посредника между продавцом и покупателем);

· регулирующая (рынок регулирует распределение ресурсов между отраслями);

· дифференцирующая (рынок на основе конкуренции «чистит» экономику от нерентабельных предприятий).

Рыночный механизм – это взаимодействие и связь различных элементов. И первые из них это спрос, цена, предложение. Эти три элемента очень прочно связаны между собой и сильно зависят друг от друга. Ведь спрос рождает предложение. Однако в некоторых случаях бывает наоборот: предложение порождает спрос. Спрос и предложение постоянно колеблются, зачастую, несмотря на цену.
Спрос – это желание населения приобрести тот или иной товар за определенную цену.
Предложение – представление необходимого товара на рынке, который пользуется особым спросом, чтобы продать этот товар и получить за него деньги. Покупая свой товар за границей, чтобы потом его выгодно продать у себя в стране, стоит пройти курсы повышение квалификации по таможенному оформлению, чтобы не возникало никаких проблем с таможней.
Цена – это отношение предложения и спроса. В зависимости от величины предложения или спроса зависит цена на товар. Если на товар большой спрос, то на него может быть повышена цена. Однако, как только предложение превысит спрос, то цена сразу упадет.
Очень много зависит от конъюнктуры рынка. Конъюнктура создает экономические условия, которые влияют на реализацию товара и предоставление услуг. Таким образом, экономические условия – это ценовой уровень, соотношение спроса, платежеспособность покупателя, рыночная емкость, количество товарного запаса и так далее. Здесь очень важно понять законы рынка: закон спроса и предложения падающего спроса, закон конкуренции, закон изменения предложения и прибыли. Эти законы регулируются различными видами цен: монопольными, зональными, равновесными и эквивалентным обменом. Колебания прибыли – сигнал производству. Ведь люди, производящие товар, заинтересованы в высокой прибыли. Ведь прибыль зависит от скорости изготовления товара, объемов и цены на тот или иной товар. Маленькая компания всегда проигрывает в конкурентной борьбе большой. Ведь у большой компании скорость производства товара выше, а себестоимость ниже.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: