Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена

Конкуренция и колебания спроса и предложения иногда приводят к равновесию на рынке. В этом случае ограниченное количество товара распределяется между возможными потребителями, т.е. объем спроса равен объему предложения.

График 4

Точка О – это равновесная цена.

Равновесная цена – цена, устанавливающаяся во время равновесия.

Равновесие по Маршаллу.

Равновесная цена складывается по причинам:

· влияния превышения цены спроса над ценой предложения (когда объём предложения находится ниже уровня равновесия) — реакция продавцов заключается в повышении объёма предложения

· влияния превышения цены предложения над ценой спроса (когда объём предложения находится выше уровня равновесия) — реакция продавцов выражается в снижении объёма предложения.

Равновесие по Вальрасу.

Равновесная цена складывается по причинам:

· влияния превышения объёма предложения над объёмом спроса (когда рыночная цена превышает равновесную) — происходит давление избытка предложения на цену (посредством конкуренции продавцов), рыночная цена снижается

· влияния превышения объёма спроса над объёмом предложения (когда рыночная цена ниже, чем равновесная) — происходит давление избытка спроса на цену (посредством конкуренции покупателей), рыночная цена повышается.

Равновесие на рынке происходит потому, что на спрос и предложение влияют различные факторы, под воздействием которых равновесие нарушается и точка О смещается либо вверх, либо вниз. (точка О1 характеризует избыток предложения, который возникает, когда производитель сокращает объемы производства или снижает цену; точка О2 характеризует избыток спроса, который возникает, когда производитель расширяет объемы производства или повышает цену).

Виды рыночного равновесия:

· устойчивое (после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём) и неустойчивое (после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения).

· Частичное (равновесие устанавливается на отдельном рынке) и общее (равновесие устанавливается на всём рынке).

 

 

Производственная функция. Эффект масштаба. Теория предельной производительности.

В реальной жизни в пределах используемой технологии предприниматель стремится найти наилучшее сочетание факторов производства, с тем чтобы достичь наибольшего выхода продукции. Отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из этого набора факторов, характеризует производственную функцию.

Производственная функция — технологическая зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции. Производственная функция характеризует максимальный объем выпускаемой продукции, которого можно достичь при любом заданном наборе ресурсов.

График 5

Свойства изоквант:

· Изокванта, так же как и кривая безразличия, является непрерывной функцией, а не набором дискретных точек.

· Для любого заданного объема выпуска может быть проведена своя изокванта, отражающая различные комбинации экономических ресурсов, обеспечивающих производителю одинаковый объем производства (изокванты, описывающие данную производственную функцию, никогда не пересекаются).

· Изокванты не имеют участков возрастания (Если бы участок возрастания существовал, то при движении вдоль него увеличивалось бы количество как первого, так и второго ресурса).

Деятельность фирмы в краткосрочном периоде может быть охарактеризована при помощи краткосрочной функции производства: Q=F(K,L), где K — количество постоянного ресурса, L — количество переменного ресурса.

Для измерения объема производства используются следующие показатели:

· Совокупный продукт (TP) – общий выпуск продукции, полученный при использовании всего объема применяемых факторов производства.

· Средний продукт (AP) – выпуск продукции на единицу ресурса одного вида.

· Предельный продукт (MP) – прирост совокупного продукта в результате применения дополнительной единицы переменного ресурса или фактора производства.

Все ресурсы, используемые фирмой в процессе производства, условно делят на два класса: постоянные и переменные:

Постоянные ресурсы – это ресурсы, количество которых не зависит от объема выпуска и является неизменным в течение рассматриваемого периода. Сюда могут относиться: производственные площади, особые знания высококвалифицированного персонала, технологии и ноу-хау.

Переменные ресурсы - ресурсы, количество которых напрямую зависит от объема выпуска, называются переменными. Примером переменных ресурсов могут служить электроэнергия, большинство видов сырья и материалов, транспортные услуги, труд рабочих и инженерно-технического персонала.

После того, как фирма определит для себя наиболее эффективный способ производства, расширение объемов выпуска возможно исключительно за счет изменения масштабов производства, т.е. пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов.

Положительный эффект масштаба предполагает возрастание отдачи используемых ресурсов. Как следствие этого, объем выпуска (Q) растет более быстрыми темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства.

Если объем выпуска (Q) растет более медленными темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства, то в отрасли имеет место отрицательный эффект, а средние издержки долгосрочного периода увеличиваются.

Постоянный эффект предполагает неизменность отдачи используемых ресурсов. Это означает, что объем выпуска (Q) растет такими же темпами, как и совокупные затраты (ТС) на ресурсы. В этих условиях средние издержки долгосрочного периода остаются неизменными.

Теория предельной производительности

Факторы производства могут комбинироваться фактором производства, если увеличивать количество одного фактора, оставляя неизменным другой фактор. Производительность данного фактора сначала будет расти (это происходит до определенного момента, затем производительность данного фактора падает). Меняя местами факторы, производительность этого фактора тоже растет до определенного момента, а затем начинает падать. Эта зависимость называется законом убывающей предельной производительности факторов производства. Он гласит, что по мере увеличения применения одного из факторов при постоянном значении другого, достигается объем производства, при котором использование дополнительного количества переменного фактора сначала ведет к приросту его производительности, затем – к его абсолютному уменьшению.

В рыночной экономике предприниматели постоянно должны сравнивать свои предельные выгоды и предельные издержки. Данный закон действует только в краткосрочном периоде.

Краткосрочный период – период, когда большая часть факторов производства остается неизменной, фиксированной и для того, чтобы увеличить объем производства, фирма может изменить только один фактор.

Долгосрочный период – период, когда фирма может изменить все факторы производства. Это позволяет увеличить объемы производства в тех масштабах или объемах, которые требуются рынку.

Замещение одного фактора другим целесообразно проводить до тех пор, пока физический объем предельного продукта фактора производства не окажется пропорциональным цене этого фактора. Таким образом, рациональное экономическое поведение предполагает, что дорогой фактор будет замещаться более дешёвым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: