МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 190205.65 ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ПОДЪЕМНОТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН
БЕЛГОРОД – 2012г.
УДК 625.08(075) ББК 39.311-06-5(Я73) М77
Составитель Романович А.А., канд. техн. наук, проф.
Рецензент Герасимов Д.М., канд, техн, наук, проф,
Монтаж, эксплуатация и ремонт дорожных машин: М77 Метод, указания. - Белгород; Изд-во БелГТАСМ, 2000, - 37 с.
Настоящие методические указания к выполнению курсового проекта содержат основные вопросы методологии проектирования, а такжеметоды расчета и подбора оборудования ремонтно-механического цеха, исходя из годовой трудоемкости ремонтных работ.
Предназначены для студентов специальности 190205.65
УДК 625.08(075) ББК 39.311-06-5(Я73)
© Белгородский государственный технологическийуниверситетим. В.Г. Шухова
(БГТУ им. В.Г. Шухова), 2012
Цель и задачи
Цель выполнения курсового проекта по дисциплине "Монтаж, эксплуатация и ремонт дорожных машин" - закрепление теоретического материала и приобретение студентами знаний по рациональному использованию дорожно-строительных машин и оборудования, современной организаций технического обслуживания, ремонта и монтажа, освоения методики расчета и проектирования ремонтных предприятий.
|
|
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить планово-предупредительную систему технического обслуживания и ремонта оборудования на основе конкретного парка машин.
2. Произвести расчет трудоемкости ремонтных работ.
3. Подобрать оборудование и спроектировать ремонтно-механический цех дорожного предприятия.
4. Произвести подбор и расчет необходимого количества ГСМ для обслуживания парка машин предприятия.
5. Изучить методики проведения дефектовки узлов и деталей машины и составления технологической карты ремонта.
6. Научиться работать со справочной литературой.
Состав и объем курсового проекта
Тематика курсовых проектов определяется содержанием рабочей программы дисциплины и охватывает основные классы машин в соответствии с их назначением.
Курсовой проект состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части.
Расчетно-пояснительная записка должна содержать титульный лист, задание на проектирование, содержание, список используемой литературы и следующие разделы.
Введение, где отражаются вопросы, связанные с развитием отрасли дорожного строительства, ролью эксплуатационных и ремонтных работ в поддержании машин и оборудования в работоспособном состоянии, с важностью совершенствования и повышения качества ремонтных работ.
|
|
1. Организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта ДСМ.
1.1. Приемка машины и ввод в эксплуатацию.
1.2. Система технического обслуживания и эксплуатационного ремонта ДСМ.
1.3. Техническое диагностирование ДСМ.
2. Смазка и заправка машин.
2.1. Выбор смазочных материалов.
2.2. Разработка карты смазки ДСМ.
2.3. Мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов.
2.4. Регенерация и утилизация масел.
3. Расчет и проектирование ремонтного предприятия.
3.1. Расчет годовой производственной программы эксплуатационного предприятия.
3.2. Выбор системы организации ТО и ремонта, определение действительного фонда рабочего времени эксплуатационного предприятия.
З.З.Определение действительного фонда рабочего времени.
3.4 Расчет числа и номенклатуры оборудования и рабочих.
3.5. Расчет производственных площадей и складских помещений.
3.6. Расчет количества подвижных мастерских.
4. Технология ремонта машин.
4.1. Перечень основных быстроизнашиваемых узлов и деталей машин, лимитирующих ее безопасность.
4.2. Разработка технологической карты ремонта детали.
5. Хранение машин, монтаж, демонтаж.
6. Охрана труда и мероприятия по предупреждению загрязнения окружающей среды.
7. Заключение.
Расчетно-пояснительная записка должна быть написана четко и технически грамотным литературным языком. Описание технологической карты и карты смазки должно иллюстрироваться соответствующими эскизами, выполненными в карандаше с указанием под рисунком его названия.
Все документы, входящие в состав текстовой части пояснительной записки, оформляются на листах формата А4 (210x297 мм) и выполняются рукописно чернилами (тушью) или машинописным способом.
Расчетно-пояснительная записка должна содержать 35-40 листов рукописного текста независимо от тематической направленности проекта.
Все виды конструкторских документов (графической части, предусмотренной содержанием курсового проекта) оформляются в строгом соответствии с правилами и положениями, установленными государственными стандартами ЕСКД.
Графическая часть проекта выполняется на листах формата AI (594x841 мм) и состоит их четырех листов.
Методические указания к выполнению разделов
Курсового проекта
Организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин
В этом разделе должны содержаться сведения:
- о приемке машины и вводе ее в эксплуатацию (регистрации, обкатке и т.д.);
- о планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин;
- о применяемой системе технического диагностирования, цель которой заключается в снижении затрат при техническом обслуживании и ремонте машин на поддержание уровня их надежности, в обеспечении установленного уровня безотказности и максимальной производительности машин в процессе эксплуатации.
Смазка и заправка машин
При разработке этого раздела студент должен помнить, что применение смазочных материалов в машинах строго регламентировано эксплуатационно-технической документацией, а замена смазки и подзаправки до установленной нормы осуществляется с определенной периодичностью при проведении технических обслуживании. Смазочные, заправочные и сопутствующие им очистительные работы (промывка, продувка, замена фильтров и т.п.) составляют 17 - 35% общего объема работ, выполняемых при технических обслуживаниях машин, что вызывает потребность механизации и централизации этих работ для уменьшения трудоемкости их выполнения.
Основным документом для технического обслуживания машин является карта смазки, которая состоит из схемы и таблицы.
|
|
На схеме показано расположение всех трущихся соединений и узлов на машине, обозначенных соответствующими номерами. Таблица имеет единую нумерацию с точками смазки, указанными на схеме, и содержит следующие данные: наименование трущихся деталей с указанием их номеров на схеме смазки; число смазочных точек; рекомендуемый смазочный материал для летних и зимних условий, периодичность и количество смазки, подаваемой на одно смазывание; способ смазки.
При выборе смазочного материала для смазывания конкретного узла необходимо принимать во внимание: давление, с увеличением которого необходимо повышать вязкость масел; скорость скольжения, с увеличением которой вязкость применяемых масел должна снижаться; температуру рабочих поверхностей, с повышением которой вязкость масел должна увеличиваться; состояние трущихся поверхностей, между которыми вязкость масел должна повышаться при ухудшении их обработки и увеличении зазоров.
Помимо этого, при выборе смазок необходимо учитывать расположение трущихся пар, степень динамичности действующих нагрузок и конструктивные особенности смазочных систем.
Горюче-смазочные материалы существенно влияют на стоимость производства дорожных работ машинами. Поэтому расход их строго регламентирован по видам и номенклатуре машин, по установленным на них двигателям, применению в различных климатических зонах страны и режимах их производственного использования. Средние нормы расхода топлива, рабочих жидкостей и смазочных материалов определяют с учетом использования машин по времени и мощности установленных на них двигателей. Средние нормы расхода топлива на один час работы для основных дорожных машин приведены в табл. 1.
В зимнее время (при t<0°) норма расхода топлива повышается: в районах с умеренным климатом на 20%; в районах с холодным климатом на 15%; в районах Крайнего Севера на 20%.
Таблица 1
Средняя норма расхода топлива
Наименование | Тип двигателя | Топливо | Норма рас |
машины | хода | ||
Автобитумовозы: ДС-41 ДС-10 | ЗИЛ-1 ЗОВ 1 ЯАЗ-210Д | Бензин Дизельное | 9,0 8,3 |
Автогрейдеры: | |||
ДЗ-3 ДЗ-2А Д-465, Д-265 Д-446, Д-512 ДЗ-40 ДЗ-61А | КМД-46/П-46 Д 108М/П-46 СМД 7 СМД 14А/ПД-10 Д54/ПД-10 АМ-41 | То же -//- -//- -//- -//- -//- | 7,5 8,5 6,4 6,8 7,6 8,2 |
Автогудронаторы: Д-164 А ДС-39 | ЯАЗ-204 ЗИЛ-130 | -//- Бензин | 6,0 13,6 |
Автокраны: КС-2561Д К-51; К-52;К-61 | ЗИЛ-130 ЛАЗ-204 | То же Дизельное | 6,1 4,4 |
Асфальтоукладчик ДС-47 | АМ-41 | Тоже | 8,0 |
Бульдозеры: ДЗ-15 ДЗ-8 Д3-35А | Д-54/ПД-10 КДМ-100/П-46 6 КДМ-50/П-23 | -//- -//- -//- | 6,0 8,0 10,2 |
|
|
Расход топлива пусковым двигателем планируют в зависимости от расхода топлива основным двигателем; для летних условий - 3%, для зимних - 4,5%.
Расход смазочных материалов, кг, планируют также по расходу основного топлива с учетом конструктивных особенностей машин и установленных на них двигателей:
автотракторное масло.................................... 0,1 - 3,5%
трансмиссионное масло........................................... 0,7 - 1,4%
универсальные, тугоплавкие смазки и солидол... …………...0,2 - 0,5%
Рабочие жидкости и индустриальное масло для гидравлических систем дорожных машин планируют на 1 ч работы машины.
Нормы расхода на 1 ч работы машины приведены в табл.2.
Таблица 2
Нормы расхода масел для гидравлических систем
Наименование агрегата | Норма расхода, кг |
Автогрейдеры, бульдозеры, погрузчики | 0,03-0,04 |
Экскаваторы: | |
- с объемом ковша 0,15- 1 м3 | 0,07 - 0,08 |
-тоже 1,0- 1,25 м3 | 0,08 - 0,09 |
Асфальтоукладчики, автолонобуры | 0,1-0,14 |
Скреперы, передвижные компрессоры | 0,4 - 0,7 |
Необходимый годовой объем топлива определяем по формуле
Vm =Z · Фдм· gm· kt· km,
гдеZ - число машин одного типа; Фдм - средний действительный фонд рабочего времени одной машины (наработка в часах);gm - удельный расход топлива на 1 ч работы машины, л;kt - коэффициент, учитывающий повышение норм расхода топлива в зимних условиях, kt =0,15...0,2; km - коэффициент,учитывающий расход топлива пусковым двигателем km = 0,03...0,045.
Средний действительный фонд рабочего времени, ч
Фдм=φg·tc.c. ,
где φg - число дней работы машины в году; tc.c - среднесуточная наработка.
Годовая потребность в смазочных маслах, по видам масел,
Vм=VТ·kc,
гдеkc- коэффициент, учитывающий расход масла в зависимости от расхода 1 л топлива.