Основные макроэкономические показатели

Для численного описания макроэкономических процессов используются специальные показатели. Это - высокоагрегированные показатели, отражающие ситуацию в экономике в целом, которые рассчитываются на основе более детализированных показателей, получаемых, в свою очередь, из статистических данных. Далее мы рассмотрим две группы таких показателей. Разнообразное сочетание факторов производства и условий развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют целый ряд основных показателей:1. ВВП/ВНП или НД на душу населения.2. Отраслевая структура национальной экономики.3. Производство основных видов продукции на душу населения (уровень развития отдельных отраслей).4. Уровень и качество жизни населения.5. Показатель экономической эффективности. Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны — это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и всего мирового сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.Наиболее широко в экономическом анализе применяются два важнейших показателя:валовой продукт и национальный доход. Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем:ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;ВНП — это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в национальной экономике, независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом). еще один макроэкономический показатель — чистый национальный продукт (ЧНП).С помощью этого показателя измеряется общий годовой объем производства товаров и услуг, который страна произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства. Другими словами, ЧНП показывает размер дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные им землю, рабочую силу, капитал, предпринимательские способности, с помощью которых создан этот ЧНП.

 

Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель общего равновесия.

Совокупный спрос - это объем товаров и услуг, который потребители, предприятия, правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.На состояние совокупного спроса оказывает влияние множество факторов, одним из основных по значению является уровень цен на товары и услуги.Чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем национального производства. Среди причин объясняющих такого рода состояния совокупного спроса следует указать на так называемый эффект процентной ставки, эффект богатства и эффект импортных закупок.Эффект процентной ставки заключается в том, что при повышении цен, процентные ставки повышаются. Это ведет к тому, что потребитель сокращает спрос на потребление товара, сокращаются также инвестиции из-за дороговизны кредита.Эффект богатства свидетельствует о том, что при высоком уровне цен реальные покупательные способности, накопленных финансовых средств, находящихся у населения, уменьшается. В этом случае население в целом станет беднее, и поэтому следует ожидать, что оно в целом сократит свои покупки.Эффект импортных закупок. Если в стране имеет рост цен и государство вынуждено по тем или иным причинам закупать импортные товары, которые к тому же являются и более дешевыми, то это приводит к уменьшению совокупного спроса на товары отечественного производства. Состояние совокупного предложения в первую очередь зависит от состояния издержек производства на единицу продукции, что оказывает прямое воздействие на величину цен товаров и услуг. В свою очередь, это оказывает огромное воздействие на деловую активность самых различных отраслей производства, поскольку речь идет о величине прибыли и соответствующей рентабельности производства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: