Неэффективность монополистической конкуренции

Как правило, фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, малы как относительно, так и абсолютно. Размер фирм жестко ограничен быстрым появлением убытков от масштаба производства (отрицательный эффект масштаба производства). И если существующие фирмы полностью используют возможности экономии на масштабе производства, то отраслевое предложение вырастет за счет входа в отрасль новых фирм, а не за счет расширения деятельности старых.

Малые размеры и предопределяют основные недостатки этой структуры рынка.

§ Нестабильность рыночных условий и неопределенность малого бизнеса. Если рыночный спрос слаб, то это может привести к финансовым потерям, банкротству, выходу из отрасли. Если рыночный спрос силен, то это усиливает приток новых фирм в отрасль и ограничивает получение прибылей выше нормального у действующих.

§ Малые размеры фирм и жесткое действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска и проведения НИОКР и инновационной деятельности (поскольку для НИОКР необходим достаточно высокий минимальный размер предприятия). И хотя существуют исключения (персональный компьютер Apple был разработан впервые в гараже), большинство малых фирм не являются технически передовыми или инновационными.

 

Ценовая дискриминация
Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей.

§ Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;

§ чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;

§ чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

 

Типы ценовой дискриминации:

Совершенная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса.

Ценовая дискриминация по объему покупки. Совершенная ценовая дискриминация трудно осуществима, но тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает, позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разных объемов покупки. Обычной является практика назначения скидок при покупки крупных партий товара.

Ценовая дискриминация на сегментированных рынках означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка).


Естественные и искусственные монополии в рыночной экономике.

Естественная монополия

Ею обладают собственники и хозяй­ственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградни­ки). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имею­щие особо важное и стратегическое значение для всего общест­ва (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.).

Искусственная монополия

Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради по­лучения монополистических выгод. Эти монополии преднамерен­но меняют структуру рынка:

· создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм

· ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вош­ли в монополистическое объединение) доступ к источникам сы­рья и энергоносителям

· создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии

· применяют более крупный капитал (дающий больший эф­фект от роста масштаба производства)

· «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой

Антимонопольная политика государства

Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на:

§ интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ;

§ поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле;

§ создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы.

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.

 Эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

§ прямое регулирование цен;

§ налогообложение;

§ регулирование естественных монополий.

Основы антимонопольной политики закреплены в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

Неценовая конкуренция и реклама.

Неценовая конкуренция- действия фирм, направленные на привлечение покупателя повышением ценности товара для потребителя.

Методы неценовой конкуренции:

 - улучшение качества товара;

 -приспособление его к нуждам конкретной группы потребителей;

 -создание принципиально нового вида продукции;

 -совершенствование сервиса;

 -реклама.

Неценовая конкуренция характеризуется такими факторами, как:

1) техническое превосходство, качество и надежность изделий;

2) методы сбыта, реклама, связи с общественностью.

3) характер предоставляемых услуг и гарантий;

4) условия оплаты;

5) совершенствование и дифференциация продукта.

Реклама

Продвигать новые товары на рынке помогает реклама. Издержки на рекламу являются дискретными: добившись увеличения спроса на свой продукт при помощи рекламы, фирма может сократить издержки реализации, полагая, что спрос сохранится в достигнутом размере. Положительные стороны рекламы:

 1)знакомит покупателей с новой продукцией.

2)стимулирует производство качественной продукции.

3)финансирует национальную систему связи.

4)способствует конкуренции между производителями.

Отрицательные стороны:

1)может вызвать увеличение издержек, а, следовательно, рост уровня цен в экономике.

 2)в рез-те избытка рекламы потребитель перестает обращать внимание на всю рекламную информацию, в итоге объемы продаж могут снизится.

 

32. Олигополия: основные черты. Олигополия: модели взаимодействия фирм.

Олигополия (введен английским гос.деятелем Томасом Муром в1516 г) - тип рынка несовершенной конкуренции, для которого характерен контроль со стороны нескольких крупных фирм над основным выпуском отрасли.

 

Признаки(черты) олигополии (2-10 участников):

1) ограниченное число крупных продавцов и множество мелких (2-10);

2) взаимозависимость продавцов-ограничен их контроль над ценами + обладают ограниченной рыночной властью;

3) множество мелких покупателей в отрасли->покупатели не влияют на цену товара;

4) меняя цену или объем выпуска, олигополист учитывает ответную реакцию соперника-> они не только конкуренты, но и негласные партнеры- необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения др. участников рынка.

5) наличие барьеров для вступления новых фирм в отрасль= наличие возможности регулирования входа и устанавливать барьеры: значительные капитальные вложения для создания крупномасштабного пр-ва.

6) преимущественное использование неценовой конкуренции (техническое превосходство, особые методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий до и после продажи, имидж фирмы) т.к. немногочисленность фирм.

МОДЕЛИ
1-модели кооперативной количественной олигополии- играют с объемом пр-ва+ зависят друг от друга+ вступают в сговор.
2-Модели некооперативной количественной олигополии.(2 фирмы производят однородный товар, обе принимают решения об пр-ве одновременно, самостоятельно и не зависимо друг от друга, каждая предполагает выпуск конкурента постоянной.)
3-Модели некооперативной ценовой олигополии.(фирмы максимизируют прибыль в условиях равновесия,устанавливают одинаковые цены на уровне постоянных и равных друг друга предел. издержек, обеспеч. им получение нулевой прибыли.)

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: