Министерство образования и науки Российской Федерации
Дальневосточный федеральный университет
Школа экономики и менеджмента
ОСНОВЫ ТУРИЗМА
Методические указания
Для студентов 1 курса по направлению 100400.62. «Туризм»,
по направлению 101100.62 «Гостиничное дело»
очной формы обучения
Владивосток
Издательский дом Дальневосточного федерального университета
2013
УДК 71.81
ББК 65.5-76
В60
В60 Основы туризма: метод.указания/сост.Е.В. – Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2013.-16 с.
Представлены программа курса, планы аудиторной работы, методические рекомендации и задания к темам практических занятий, методические рекомендации к самостоятельной работе, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, глоссарий.
Для студентов 1 курса по направлению 100400.62 «Туризм», 101100.62 «Гостиничное дело» очной и заочной форм обучения.
|
|
Печатается по решению УМС ШЭМ
УДК 339.9
ББК 65.5-76
© Гарянина Е.В., составление, 2013
© Оформление. Издательский дом
Дальневосточного федерального университета, 2013
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….4
1. Организационно-методические указания…………………………………………..4
1.1. Цель и задачи учебного курса……………………………………………................4
1.2 Основные виды и занятий и особенности их проведения при изучении
данного курса……………………………………………………………………………..4
1.2.1 Очная форма обучения…………………………………………………..................4
1.2.2 Заочная форма обучения…………………………………………………………..5
2. Содержание дисциплины……………………………………………………………...6
3. Методические указания к практическим занятиям для очного отделения………………………………………………………………………………….10
4. Методические рекомендации к самостоятельной работе для
очного отделения…………………………………………………………………………13
5. Методические рекомендации к самостоятельной работе
для заочного отделения………………………………………………………………......15
5. Вопросы к зачету………………………………………………………………………17
|
|
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины (модуля ) …………………………………………………………………….19
7. Глоссарий……………………………………………………………………..………..21
Введение
Туризм в представлении большинства людей связано с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники, обычаи и традиции разных народов.
Туризм оказывает существенное влияние на социальную, культурную, образовательную сферы жизни государств.
Туризм имеет огромное культурное и духовное содержание.
Туризм способствует укреплению стабильности мира в сообществе и предотвращению местных и региональных конфликтов.
Туризм во всем мире, все больше превращается в массовое общественное явление, так как массовым стало стремление людей сменить обстановку, удовлетворив таким образом потребность в отдыхе и восстановлении трудоспособности.
Дисциплина «Основы туризма» позволит изучить историю становления туризма; выявить роль туризма в обществе и рыночной экономике, его функции, структуру отрасли и классификации видов профессиональной деятельности в сфере сервиса и туризма. Учебная дисциплина носит подготавливающий к более глубокому изучению вопросов организации туристской деятельности характер. Учебная дисциплина способствует подготовке компетентных специалистов в области туризма и гостеприимства, владеющих нормативно-правовой базой в соответствующей профессиональной области обладающих знаниями основных подходов к организации туристского путешествия, имеющих представление о современном состоянии туристской отрасли, тенденциях и проблемах её развития.
Дисциплина имеет тесные межпредметные связи с другими учебными курсами образовательного стандарта (Человек и его потребности, Технология и организация операторских и агентских услуг, Транспортное обеспечение туризма, и другие). Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
При обучении дисциплины «Основы туризма» применяются такие новые технологии обучения как проведение проблемных и открытых лекций, использование компьютерной техники, активные методы проведения занятий, занятия за круглым столом, кейс-стадии.
Организационно-методичесие указания
Цели и задачи учебного курса
Цель изучения – изучить основы туристской деятельности.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
· Формируется понятийный аппарат и профессиональная лексика;
· Осуществляется знакомство с нормативно-правовой базой туристской деятельности;
· Характеризуются факторы и условия развития туристской индустрии;
· Рассматривается история развития туристской деятельности, основные закономерности и тенденции развития туризма на современном этапе;
· Изучаются классификации туризма.
· Изучается структура туристской индустрии;
· Определяются основные проблемы в развитии туризма.
Для освоения учебного материала используются различные методы научного исследования (исторический, сравнительный, описательный, статистические). При изучении дисциплины используются разные формы учебной работы: лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа; различные формы контроля знаний (контрольная работа по текущему материалу(или экспресс-опрос в устной форме)
, контрольная работа после изучения модуля, итоговая контрольная работа, тестирование).
Изучение дисциплины предполагает, что по ее завершению студент должен иметь представление об:
|
|
ü основных документах, регулирующих развитие туризма в мире и России;
ü этапах развития туризма в мире и России, их содержании;
ü основных закономерностях и тенденциях развития туризма, основных подходах и проблемах в организации путешествий;
ü структуре современной туристской индустрии, функциях её основных составляющих.
важном значении туризма для общества
ü важном значение туризма для общества
Студент по завершению учебного курса должен владеть профессиональным понятийным аппаратом.
Структура и содержание теоретической части курса
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 72 часа.
№ п/п | Раздел Дисциплины Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||||||
МОДУЛЬ 1. ТЕРМИНОЛОГИЯ и ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||||||||||||
1 | Сущность, значение, факторы развития туризма История развития туризма. Классификация туризма Туристский рынок Туристские потребности и туристский спрос | 1 | 1-5 | Лекции
| Семин. занятия | Самост. работа | Зачет | ||||||||
|
| 6 часов | 6 часов | 10 часов | |||||||||||
МОДУЛЬ 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ТУРИЗМЕ | |||||||||||||||
2 | Международный туризм Международные организации в туризме | 1 | 6-9 | 4часа | 4 часа | 8 часов | Зачет | ||||||||
МОДУЛЬ 3. ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ | |||||||||||||||
3 | Понятие и структура туристской индустрии Организация туристских путешествий. Туристский продукт. Туристские услуги, работы, товары | 1 | 10-14 | 6 часов | 6 часов | 10 часов | Зачет | ||||||||
МОДУЛЬ 4. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ | |||||||||||||||
4 | Безопасность туризма. | 1 | 15-18 | 2 часа | 2часа | 8 часов | Зачет | ||||||||