ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел I Основы менеджмента | |
1. | Общая характеристика менеджмента |
2. | Принципы и структура управления |
3. | Предприятие как управляемая система |
4. | Стратегический менеджмент. Планирование |
Раздел II Управленческие функциональные решения | |
5. | Управленческие решения |
6. | Управление нововведениями |
7. | Управление оборудованием и качеством продукции на предприятии |
Раздел III Методы выработки управленческих решений | |
8. | Риск в управленческих решениях |
9. | Групповые методы выработки управленческих решений |
10. | Информационная поддержка руководителя |
Раздел IV Управление персоналом | |
11. | Принципы и организация управления персоналом |
12. | Типовые процедуры и решения по управлению кадрами |
13. | Организационное поведение |
Тема 1. Общая характеристика менеджмента
Учебные вопросы:
1. Понятие и сущность менеджмента
2. Основные компоненты менеджмента
3. Основные теории управления
|
|
Методические рекомендации.
Для понимания темы рекомендуется ознакомиться с указанной литературой.
Изучение первого вопроса следует начать с определения понятий «управление», «менеджмент». Далее перейти к рассмотрению особенностей менеджмента как области научного знания, вида практической деятельности, искусстве, философии и идеологии бизнеса. Проанализировать уровни и содержание, функциональные области менеджмента, а также факторы его развития в современных условиях.
В рамках второго вопроса следует рассмотреть основные компоненты менеджмента, а именно: структуру, финансы, бизнес-план, маркетинг, учет, экономику и логистику.
При изучении третьего вопроса необходимо обратить внимание на особенности основных теорий управления и их вклад в развитие менеджмента.Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Управление рассматривается с четырех различных точек зрения: школы научного управления; административного управления; человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления или количественных методов.
Кроме того, существуют еще: процессный подход, который рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В системном подходеподчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов – люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. А ситуационный подходконцентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом управления в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
|
|
Тема 2. Принципы и структура управления
Учебные вопросы:
1. Принципы, функции, методы менеджмента
2. Организация как объект управления
3. Организационные структуры управления
Методические рекомендации.
Для понимания темы рекомендуется ознакомиться с указанной литературой.
Изучение первого вопроса следует начать с определения принципов управления, далее перейти к рассмотрению функций управления. При этом рекомендуется обратить внимание на управление как процесс, и помимо изучения функций планирования, организации, мотивации и контроля, определить еще и связующие эти функции процессы – коммуникации и принятие решений.
В рамках второго вопроса следует рассмотреть понятие «организация», признаки организации, законы ее существования. При этом необходимо разобраться в механизмах функционирования этих законов.
При изучении третьего вопроса необходимо обратить внимание на элементы организационных структур. Далее рассмотреть требования к структуре организации, проанализировать классификацию организационных структур. При этом надо четко представлять себе отличие бюрократических организаций от органических и инновационных. А также определить преимущества и недостатки различных типов организационных структур (линейных, функциональных, дивизиональных, программно-целевых, адаптивных, матричных и т.д.).
Тема 3. Предприятие как управляемая система
Учебные вопросы:
1. Внутренняя среда организации
2. Внешняя среда в бизнесе
3. Организационная культура