Лекция 2. Организация научно-исследовательской работы

Учиться надо всю жизнь, а быть уче­ником — как можно меньше.

А. И. Введенский (1856-1925), русский философ и психолог

2.1. Законодательная основа управления наукойи ее организационная структура.

2.2. Научно-технический потенциал и его составляющие.

2.3. Подготовка научных и научно-педагогических работников.

2.4. Ученые степени и ученые звания.

2.5. Научная работа студентов и повышение качестваподготовки специалистов.

 

2.1.Законодательная основа управления наукой и ее организационная структура

Законодательной основой регулирования отношений меж­ду субъектами научной и научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной и научно-техничес­кой продукции стал Федеральный закон от 23 августа 1996 г.

№ 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической по­литике” (далее — Закон). Согласно этому закону, государствен­ная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

— признание науки социально значимой отраслью, опреде­ляющей уровень развития производительных сил государства;

— гласность и использование различных форм обществен­ных обсуждений при выборе приоритетных направлений раз­вития науки и техники и экспертизе научных и научно-техни­ческих программ и проектов, реализация которых осуществля­ется на основе конкурсов;

— гарантия приоритетного развития фундаментальных на­учных исследований;

— интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образова­тельных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках по­средством создания учебно-научных комплексов, лабораторий на базе образовательных учреждений высшего профессиональ­ного образования, кафедр на базе научных организаций госу­дарственных академий наук, а также научных организаций фе­деральных органов исполнительной власти;

— поддержка конкуренции и предпринимательской дея­тельности в области науки и техники;

— концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

— стимулирование научной, научно-технической и иннова­ционной деятельности через систему экономических и иных льгот;

— развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

— развитие международного научного и научно-техничес­кого сотрудничества Российской Федерации.

Под руководством Президента РФ разработаны “Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспекти­ву”. Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются:

1) развитие фундаментальной науки, важнейших приклад­ныхисследований и разработок;

2) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

3) формирование национальной инновационной системы;

4) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-тех­нического комплекса;

6) интеграция науки и образования;

7) развитие международного научно-технического сотруд­ничества.

В Российской Федерации управление научной и (или) научно-­технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

Органы государственной власти, учреждающие государ­ственные научные организации, утверждают их уставы, осуще­ствляют контроль за эффективным использованием и сохранно­стью предоставленного им имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий. В соответствии со ст. 7 Федерального закона “О науке и государственной научно-тех­нической политике” органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российс­кой Федерации, государственные академии наук в пределах сво­их полномочий определяют соответствующие приоритетные на­правления развития науки и техники, обеспечивают формиро­вание системы научных организаций, осуществление межотрас­левой координации научной и (или) научно-технической деятель­ности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и произ­водства, реализацию достижений науки и техники.

Основной правовой формой отношений между научной орга­низацией, заказчиком и иными потребителями научной и научно-­технической продукции, в том числе федеральными органами ис­полнительной власти, являются договоры (контракты) на созда­ние, передачу и использование научной и научно-техническойпродукции, оказание научных, научно-технических, инженерно­консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и научно-технической дея­тельности и распределении прибыли. Правительство РФ вправе устанавливать для федеральных государственных научных орга­низаций обязательный государственный заказ на выполнение на­учных исследований и экспериментальных разработок.

Согласно ст. 114 Конституции РФ, Правительство России обес­печивает проведение единой государственной политики в области науки. Федеральный закон “О науке и государственной научно­технической политике” определил функциональные обязанности и права Правительства и, в частности, право устанавливать обя­зательный государственный заказ на научные исследования для учрежденных им научных организаций, ограничивать и лицензи­ровать отдельные виды деятельности, вводить в необходимых слу­чаях режим секретности, а также обязанность обеспечивать со­здание федеральных информационных фондов, организовывать исполнение федерального бюджета в части расходов на научные исследования и проведение экспериментальных разработок.

В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В уставах этих фондов указано, что они являют­ся некоммерческими организациями в форме федеральных уч­реждений. Они проводят отбор на конкурсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т. п.), развитию экспериментальной базы научных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и мероприятия, контролируют использование выделен­ных средств, поддерживают международное сотрудничество в области научных исследований.

Важные управленческие функции в сфере вузовской на­уки выполняет Министерство образования и науки РФ. Оно яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуще­ствляющим управление не только в сфере образования, но и в сфере научной и научно-технической деятельности образова­тельных учреждений, научных и других организаций в сфере образования. В число основных задач Министерства образова­ния и науки РФ входит разработка и реализация системы уп­равления сферой научной деятельности, координация научно­исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреж­дениях и организациях сферы образования, реализация кадро­вой политики в областях образования и научной деятельности.

Минобразованием России утверждена “Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе обра­зования Российской Федерации” (далее — Концепция). В ней определена главная цель научной, научно-технической и инновационной политики системы образования: обеспечение под­готовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффектив­ное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны. Для достижения поставленной цели в Концепции сформулированы следующие основные задачи:

— развитие научных исследований как основы фундамен-тализации образования, базы подготовки специалиста;

— органическое сочетание фундаментальных поисковых и прикладных исследований с конкурентноспособными разработ­ками коммерческого характера;

— приоритетное развитие научных исследований, направлен­ных на совершенствование системы образования всех его уровней;

— совершенствование системы планирования и финанси­рования научной, научно-технической и инновационной дея­тельности организаций.

В Концепции намечены направления работы с молодежью:

— развивать систему научных олимпиад, конкурсов на луч­шую научную работу студентов и учащейся молодежи, науч­ных молодежных школ и конференций;

— обеспечить академическую мобильность студентов, ас­пирантов, докторантов, разработать систему поддержки и по­ощрения одаренной молодежи;

— совершенствовать организацию учебно- и научно-иссле­довательскойработы молодежи в системе: школа — вуз — ас­пирантура — докторантура.

Структурным подразделением Министерства образования и науки РФ выступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными задачами которой являются:

— обеспечение единой государственной политики, осуще­ствление контроля и координация деятельности в области ат­тестации научных и научно-педагогических кадров высшей ква­лификации;

— содействие улучшению количественного состава науч­ных и научно-педагогических кадров, повышению эффектив­ности их подготовки и использования с учетом потребностей общества и государства, перспектив развития науки, образова­ния, техники и культуры.

В соответствии с возложенными на нее задачами Министер­ства образования и науки РФ:

— разрабатывает в пределах своей компетенции порядок формирования и организации работы диссертационных советов, инструкции и формы документов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;

— контролирует деятельность диссертационных советов, а также пересматривает сеть диссертационных советов по каж­дой научной специальности;

— разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора наук и кандидата наук и аттестатов профессора и до­цента по специальности государственного образца;

— выполняет другие функции, перечисленные в Положе­нии о Высшей аттестационной комиссии Министерства образо­вания и науки Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти в сферах на­уки и образования работают во взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, сотруднича­ют с образовательными учреждениями высшего профессио­нального образования, общественными научными объединени­ями.

Высшим научным учреждением страны является Российс­кая академия наук (РАН). Она учреждена по распоряжениюимператора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. И воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 г. как высшее научное учреждение России.

Российская академия наук является самоуправляемой не­коммерческой организацией (учреждением), имеющей государ­ственный статус. Академия наук действует на основе законода­тельства Российской Федерации и собственного Устава. На тер­ритории Российской Федерации Российская академия наук яв­ляется правопреемницей Академии наук СССР.

На протяжении почти трех столетий существования Ака­демии наук менялись ее задачи, статус и структура. В соответ­ствии с исторически сложившимся статусом и задачами Ака­демия построена по научно-отраслевому и территориальному принципу и включает 10 отделений РАН (по областям науки) и 3 региональных отделения РАН, а также 15 региональных на­учных центров РАН.

Академия наук связана со всей системой научных исследо­ваний и высшего образования страны. При Академии состоят научные советы, комитеты, комиссии, организуемые в порядке, устанавливаемом Президиумом РАН.

В задачу научных советов (комиссий) по важнейшим про­блемам научных исследований входит прежде всего анализ со­стояния исследований по соответствующим областям и направ­лениям науки, участие в координации научных исследований, проводимых учреждениями и организациями различного ведом­ственного подчинения. В состав научных советов, представляю­щих собой научно-консультационные органы, работающие на общественных началах, входят ведущие ученые Академии наук, отраслевых академий, сотрудники высших учебных заведений, представители министерств, ведомств, организаций, участвую­щих в решении соответствующей проблемы. Среди форм работы научных советов важное место занимают организация научных сессий и конференций, участие в издательской деятельности. Благодаря участию в работе советов по проблемам ученых раз­личных секторов науки и производства, научные советы способ­ способ­ствуют пропаганде достижений фундаментальной науки и про­движению результатов исследований и разработок в практику. Научные советы по важнейшим проблемам научных исследова­ний созданы, как правило, при отделениях Академии. Некоторая часть научных советов, охватывающих проблематику несколь­ких отделений РАН, состоят при Президиуме РАН.

Для решения крупных проблем, требующих комплексных усилий нескольких ведомств, совместными решениями Акаде­мии и соответствующих ведомств созданы 7 Межведомствен­ных советов. Важнейшими из них являются:

— Межведомственный совет по радиохимии при Президи­уме РАН и Минатоме России;

— Межведомственный совет по комплексным проблемам физики, химии и биологии;

— Межведомственный научно-технический совет по про­блемам радиационной безопасности Производственного объеди­нения “Маяк” при Президиуме РАН и Минатоме России;

— Межведомственный научный совет РАН и РАКА по про­блемам космической энергетики;

— Межведомственный научный совет РАН, РАСХН и МГУ по глобальному климату и экологическим стрессам растений;

— Межведомственный научный совет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Прези­диуме РАН и Росбоеприпасы;

— Межведомственный совет Минпромнауки России и РАН по проблемам регионального научно-технического развития и сотрудничества.

Кроме того, созданы советы функционального характера. Среди них:

— Научно-издательский совет;

— Научный совет по научному приборостроению;

— Информационно-библиотечный совет;

— Музейный совет;

— Научный совет по выставкам;

— Научный совет по метрологическому обеспечению и стан­дартизации и др.

Для участия Академии в деятельности международных научных организаций в качестве рабочих органов при Прези­диуме РАН и при отделениях РАН созданы национальные ко­митеты:

— Национальный комитет по Международной геосферно- биосферной программе;

— Национальный комитет Международного научного ко­митета по изучению Мирового океана;

— Национальный комитет российских химиков;

— Национальный комитет по сбору и оценке численных данных в области науки и техники;

— Национальный комитет Тихоокеанской научной ассоци­ации;

— Российский национальный комитет по программе ЮНЕСКО “Человек и биосфера”;

— Российский Пагуошский комитет;

— Комитет по системному анализу;

— Комитет ученых за международную безопасность и кон­троль над вооружениями.

Сегодня Российская академия наук продолжает поддер­живать связи с научными обществами и ассоциациями. Пер­вые научные общества были основаны еще в XIXв. Например, Минералогическое общество создано в 1817 г., Русское геогра­фическое общество — в 1845 г., Всероссийское палеонтологи­ческое общество и Российское физиологическое общество им. И. П. Павлова — в 1916 г. Научные общества и ассоциации объе­диняют профессиональных научных работников независимо от их места работы.

Общества имеют свои отделения в различных регионах стра­ны, содействуя научному и культурному развитию научных цен­тров в регионах России. Они ведут большую работу по развитию важнейших отраслей науки, координации научных исследований, а также по привлечению ученых и практиков к решению фунда­ментальных и прикладных задач. Научными обществами и ассо­циациями много делается для популяризации и пропаганды зна­ний о новейших достижениях науки и техники, создаются видео- и кинофильмы, издаются журналы, тематические сборники, тру­ды, оказывается научная и методическая помощь в постановке преподавания конкретных областей знаний в высшей и средней школе. Общества играют важную роль в развитии международ­ных связей российских ученых. В настоящее время Российская академия наук осуществляет тесные связи с 26 научными обще­ствами и 7 ассоциациями.

Органами управления Российской академии наук являются Общее собрание, Президиум, президент. Президиум Российской академии наук является постоянно действующим коллегиальным органом управления РАН. Он подотчетен Общему собранию; Пре­зидиум докладывает Общему собранию о важнейших решениях, принятых им в период между сессиями Общего собрания. Засе­дание Президиума правомочно, если на нем присутствует боль­шинство его членов; решения принимаются большинством голо­сов присутствующих на заседании членов Президиума.

При Президиуме РАН состоят научные организации, органи­зации научного обслуживания и социальной сферы, а также сове­ты, комитеты, комиссии, редакции журналов и др. Президиум из­бирает директоров научных учреждений (институтов), назначает председателей советов, комитетов и комиссий, состоящих при Президиуме, главных редакторов журналов, учредителем кото­рых является Президиум, утверждает состав этих советов, коми­тетов и комиссий, редколлегий журналов, а также решает иные вопросы, отнесенные к его обязанностям и компетенции Уставом Российской академии наук. Он имеет служебный аппарат, действу­ющий в соответствии с положениями о его структурных подраз­делениях, утверждаемыми президентом РАН.

Членами Российской академии наук являются действитель­ные члены РАН (академики) и члены-корреспонденты РАН, избираемые Общим собранием РАН. Действительными члена­ми Российской академии наук избираются ученые, обогатившие науку трудами первостепенного научного значения. Членами- корреспондентами Российской академии наук избираются уче­ные, обогатившие науку выдающимися научными трудами. Чле­нами РАН избираются ученые, являющиеся гражданами Рос­сийской Федерации. Члены РАН избираются пожизненно. Глав­ная обязанность членов Российской академии наук состоит в том, чтобы обогащать науку новыми достижениями.

Иностранными членами Российской академии наук изби­раются крупнейшие зарубежные ученые, получившие призна­ние мирового научного сообщества. Иностранные члены РАН избираются Общим собранием РАН.

Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных иссле­дований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих тех­нологическому, экономическому, социальному и духовному раз­витию России. В своей деятельности РАН руководствуется сле­дующими целями:

— всемерное содействие развитию науки в России;

— укрепление связей между наукой и образованием, учас­тие в образовательной деятельности;

— повышение авторитета знаний и науки, статуса и соци­альной защищенности работников науки и образования.

За годы существования Академии российскими учеными внесен неоценимый вклад в мировую науку, весомую часть ко­торого составляют достижения последних лет.

Помимо фундаментальных исследований Академией уде­ляется большое внимание и другим видам научной деятельнос­ти. На всех этапах своей истории, практически со времени ос­нования, Российская академия наук уделяла большое внимание издательской деятельности — одной из важнейших функций Академии по выполнению ее основных уставных задач.

Академия призвана содействовать развитию отечественной промышленности, особенно ее наукоемких отраслей. На основе принципиально новых технических решений и технологий, предлагаемых учеными Академии, может быть организован выпуск новой продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. Именно для достижения этой цели Российс­кой академией наук ведется инновационная деятельность.

Образование в постиндустриальном обществе становится главным поставщиком новой производительной силы — классатехнических и научных специалистов. Финансовые и интеллек­туальные инвестиции в сферу образования Российская акаде­мия наук рассматривает как главнейший аспект своей долго­срочной инновационной политики. Сегодня полноценный специ­алист обязан иметь высококачественное образование и владеть информационными технологиями. Эта задача должна решать­ся, в частности, и на путях тесного взаимодействия и взаимо­проникновения образовательной деятельности и академической науки.

Исторически сложилось так, что Российская академия наук одной из главных своих задач видит показ своих достижений с целью пропаганды знаний, повышения интеллектуального уров­ня общества и его обучения, поэтому важная роль в жизни Ака­демии принадлежит выставочной деятельности. Выставочным центром РАН составлена электронная база данных разработок академических институтов, ежегодно организуется проведение выставок в Российской Федерации и за рубежом, а также учас­тие в выставках институтов РАН.

Ценнейшее собрание различных по своему многообразию экспонатов, собираемых в музеях Академии с 1724 г. (года пе­редачи Петром I в ведение Академии наук первого государствен­ного музея “Кунсткамера”) создавало прочную основу для на­учной деятельности ученых Академии и сыграло огромную роль в развертывании ее работ. В настоящее время в системе Рос­сийской академии наук функционирует 55 музеев: естествен­ноисторические, исторические, литературные и мемориальные. Координацию деятельности академических музеев осуществ­ляет Музейный совет при Президиуме РАН.

Проведение фундаментальных и прикладных исследований в интересах общества, интеграция академической и отраслевой науки, содействие становлению и развитию наукоемких произ­водств относятся к числу основных уставных задач Российской академии наук. Для их решения Академия выделяет направле­ния исследований, разработка которых позволяет создать прин­ципиально новые технику и технологии.

Помимо РАН функционируют отраслевые академии наук:Российская академия архитектуры и строительных наук, Россий­ская академия медицинских наук, Российская академия образо­вания, Российская академия сельскохозяйственных наук, Россий­ская академия художеств. Эти академии имеют государственный статус: они учреждаются федеральными органами исполнитель­ной власти, финансируются из федерального бюджета.

Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные науч­ные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований. Отрас­левые академии наук имеют региональные научные центры.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994 г. ряду НИИ присвоен статус государственного научного центра РФ и утверждены положения об условиях государственного обеспе­чения этих центров. На центры возложены: функции проведе­ния в соответствии с утвержденными программами фундамен­тальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; участие в разработке и реализации федеральных целевых программ; под­готовка и переподготовка научных кадров; участие в выполне­нии обязательств, предусмотренных межгосударственными со­глашениями, договорами и другими документами о научно-тех­ническом сотрудничестве.

Большой объем научных исследований в стране выполня­ется высшими учебными заведениями (университетами, акаде­миями, институтами).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном об­разовании”, одной из задач вуза является развитие наук и ис­кусств посредством научных исследований и творческой дея­тельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном про­цессе. Для реализации этой задачи в вузах организуются науч­ные подразделения — научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории, конструкторские бюро и иные орга­низации, деятельность которых связана с образованием.

Непосредственное руководство научными исследования­ми в вузе осуществляет проректор по научной работе (замес­титель начальника института, академии по научной работе), на факультете — декан или его заместитель по научной рабо­те, на кафедре — заведующий кафедрой (начальник кафедры). Для управления НИР структурных подразделений вузов созда­ются специальные органы — научно-исследовательские части, сектора, отделы. Так, в Российском университете кооперации организация научно-производственной деятельности возложе­на на Научно-исследовательский институт развития коопера­тивного образования.

В соответствии с Федеральным законом “О науке и госу­дарственной научно-технической политике” научные работни­ки вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и на­учно-просветительные общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством об обществен­ных объединениях.

В последнее время в России создано более 60 обществен­ных (негосударственных) академий наук. Среди них, например, Петровская академия наук и искусств, Российская академия об­щественных наук, Академия социальных наук РФ, Российская академия юридических наук и др.

Согласно их Уставу, академии являются добровольными самоуправляемыми некоммерческими организациями, содей­ствующие развитию отечественной науки, соответствующей запросам демократического и правового государства.

Задачами академий являются: консолидация научных кад­ров; организация взаимного сотрудничества между членами академии в научной деятельности; содействие в организации и проведении прикладных и фундаментальных научно-исследо­вательских работ; материальная поддержка и поощрение пред­ставителей российской науки, создание условий для развития творческих способностей молодых ученых и др.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области формирования и реализации государственной науч­но- технической политики определены Федеральным законом “О науке и государственной научно-технической политике”. Со­гласно ст. 12 Закона, к ведению органов государственной власти субъектов РФ относится:

— право принятия законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации об осуществлении деятель­ности указанных органов в научной и (или) научно-техничес­кой сферах;

— право создания государственных научных организаций субъектов Российской Федерации, реорганизация и ликвида­ция указанных организаций;

— принятие и реализация научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов Российской Федерации.

На уровне субъектов РФ управление в сфере науки непос­редственно организуют министерства или управления местных органов власти, которые согласно Положениям о них, являются государственными органами исполнительной власти регионов, реализующие государственную и региональную политику, осу­ществляющие управление и координацию деятельности других органов государственной власти в сферах общего и профессио­нального образования, научной и научно-технической деятель­ности учреждений среднего и высшего профессионального об­разования, научных и иных организаций системы образования. Задачами их в сфере науки, в частности, являются:

— реализация региональных программ, финансируемых из средств регионального бюджета;

— участие в разработке региональной политики в научной сфере, направленной на прирост научного потенциала и повы­шение вклада науки в социально-экономическое развитие реги­оне;

— осуществление контроля за исполнением законодатель­ства РФ в сфере науки;

— осуществление комплексного анализа и прогнозирова­ния тенденций развития науки в регионах;

— координация деятельности образовательных учрежде­ний, научных учреждений и организаций.

2.2. Научно-технический потенциал и его составляющие

Оценка роли и места науки как комплекса достижений че­ловеческого разума может быть верно дана только в результа­те анализа научно-технического потенциала.

Научно-технический потенциал (НТП) страны создается усилиями как национально-технических организаций, так и мировых достижений науки и техники. От него во многом зави­сят уровень и темпы научно-технического прогресса. Его ана­лиз позволяет сделать выводы об уровне экономического раз­вития страны и ее отраслей, степени ее научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно­-технического сотрудничества.

Научно-технический потенциал включает:

• материально-техническую базу;

• научные кадры;

• информационную составляющую;

• организационно-управленческую структуру.

Материально-техническая база — это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, эксперимен­тальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т. д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно­исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель — быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.

Средства труда в сфере научно-технического прогресса подразделяются на четыре группы.

Первая включает научные приборы, оборудование и изме­рительную аппаратуру, служащие для получения новой науч­ной информации (специфические средства научного труда, ко­торые изготавливаются в индивидуальном или мелкосерийном порядке применительно к задачам конкретных исследований и отличаются быстрыми сроками морального износа).

Ко второй группе относятся электронно-вычислительные машины, которые используются для полунатурного моделиро­вания объектов систем, автоматизированного конструирования, планирования экспериментов и регистрации их результатов, поиска информации, частных инженерных и планово-экономи­ческих расчетов, управления ходом научно-производственного цикла.

Третья группа — опытно-производственное оборудование в процессе разработок и освоение нововведений. От аналогич­ного производственного оборудования оно отличается универ­сальным характером, меньшими масштабами установок, исполь­зованием специальных измерительных систем и т. д.

В четвертую группу входят средства механизации иссле­дований и разработок (копировальные, множительные, вычис­лительные устройства, оргтехника и т. д.), которые служат для снижения трудоемкости научно-вспомогательных работ, интен­сификации научно-производственного цикла. Кроме того, науч­но-технические организации располагают зданиями, сооруже­ниями, передаточными устройствами, транспортными средства­ми, инвентарем и т. д.

Вместе с тем трудно выделить “чистую” техническую базу, обслуживающую только научные, проектные и исследователь­ские центры, так как НИОКР выполняются в рамках многих предприятий, фирм, объединений и опираются на общую про­изводственно-техническую базу отрасли или страны.

Предметы труда в сфере научно-технического прогресса составляют всего несколько процентов общего объема потребля­емых в народном хозяйстве материальных ресурсов. Для них ха­рактерны особые требования к качеству материалов, многообра­зие номенклатуры, быстрые темпы морального старения, неболь­шой объем партии поставок, неравномерность спроса, большая доля непредвиденных заказов, потребность в изделиях специаль­ного назначения, имеющих ограниченное применение.

Информационная составляющая в научно-техническом по­тенциале тоже играет важную роль. В качестве специфическо­го предмета труда здесь выступает информация об итогах пред­шествующих исследований, разработок и освоение нововведе­ний. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты о законченных исследованиях и разработках, публика­ции и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, реко­мендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т. д.

По характеру материальных носителей можно выделить следующие виды информации:

• нормативно-техническую документацию — технические задания, рекомендации, методики, нормативы, стандарты и тех­нические условия, патенты;

• научные отчеты — ими чаще всего заканчиваются фун­даментальные исследования;

• образцы нововведений — технологические процессы, ре­жимы и регламенты, лабораторные и опытные образцы;

• проектно-конструкторскую документацию — комплекты рабочих чертежей;

• публикации и диссертации.

Для сотрудников, занятых в научно-производственном цик­ле, главный источник информации — техническая документа­ция, эксперименты, командировки и экспедиции, индивидуаль­ное общение с коллегами. Наиболее важными задачами здесь является широкое использование принципа обратной связи между потребителями информации и элементами системы, осу­ществляющей ее выдачу (изучение информационных потреб­ностей), объединение функций научно-технической информа­ции и планового регулирования. При этом органы информации не просто констатируют и передают ее, часто без конкретного адреса, а изучают новые идеи и решения, предварительно ана­лизируют и выбирают направления развития, составляют про­грамму действий, анализируют состояние связанных с этой про­граммой элементов производства, подготавливают предложе­ния о заданиях соответствующим службам.

Организационно-управленческая структура научной сфе­ры — это структура научно-исследовательских организаций и ее гибкость, т.е. возможность быстрого формирования научно­исследовательских групп для решения срочных задач; система управления научными исследованиями в масштабах компании или страны.

В зарубежной практике выделяют три базовые формы орга­низации инновационного процесса:

• административно-хозяйственную;

• программно-целевую;

• инициативную.

Административно-хозяйственная форма предполагает на­личие научно-производственного центра, представляющего со­бой крупную или среднюю корпорацию, объединяющую под общим руководством научные исследования и разработки, про­изводство и сбыт новой продукции. При этом значительное боль­шинство фирм, выполняющих научные исследования и опыт­но-конструкторские разработки, функционирует в промышлен­ности. Это подтверждает, что курс на создание крупных науч­но-производственных объединений, принятый в нашей стране, в целом соответствует мировым тенденциям организации уп­равления научно-техническим развитием.

В развитых индустриальных странах за последнее время повышается роль маркетинга в научно-техническом развитии. Вице-президент фирмы по маркетингу нередко руководит орга­низацией НИОКР и перспективного планирования производства новой продукции.

Промежуточной формой между административно-хозяй­ственным и программно-целевым руководством процессами на­учно-технического развития служат временные центры для решения крупных технических проблем. После реализации по­ставленных перед ним задач центр реорганизуется.

Решению задач научно-технических прорывов, особенно в таких прогрессивных отраслях, как электроника, биотехнология, робототехника и др., служит программно-целевая форма орга­низации НИОКР. Координационная форма управления научно­-техническими программами предусматривает работу участков программ в своих организациях и согласование их деятельности из центра управления программы. Однако более эффективным оказывается формирование (даже на временной основе) новых организаций для решения тех или иных крупных научно-техни­ческих задач (чистая программно-целевая структура).

Для усиления связи между научными исследованиями, про­ектированием и разработкой различных принципиально новых видов техники и продукции в промышленности США получили распространения инженерные центры. Большое внимание уде­ляется также созданию университетско-промышленных и уни­верситетских исследовательских центров. Управляются такие центры советами, которые разрабатывают планы исследований, а также организуют проведение НИОКР по договорам с заказ­чиками.

Комплексные формы организации взаимодействия фунда­ментальной науки с производством, распространенной в разви­тых индустриальных странах, служит научно-промышленный парк — территория вокруг крупного университета с развитой хозяйственной и научно-технической инфраструктурой. На этой территории размещаются научно-технические подразделения крупных корпораций, государственные лаборатории, опытные предприятия, различные научно-исследовательские и опытно­конструкторские центры, т.е. заинтересованные друг в друге субъекты научно-технической и хозяйственной деятельности, осуществляющие различные этапы инновационных процессов и различных функций по их обслуживанию.

Еще одной формой организации НИОКР, получившей ин­тенсивное развитие в США, является инициативная. Она за­нимается финансированием, научно-технической, консульта­тивно-управленческой и административной помощью избира-телям-одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам, создаваемым для освоения технических и других но­вовведений. Значение подобных экономических и организаци­онных механизмов вытекает из специфики самого инноваци­онного процесса, особенно на ранних стадиях, когда велика сте­пеньнеопределенности. Здесь главная ставка делается на че­ловеческий фактор.

Зарубежная практика подтверждает высокую эффектив­ность инициативной формы. Так, обследования, проведенные в США, показали, что мелкие инновационные предприятия с чис­ленностью до 300 чел., специализирующиеся на создании и вы­пуске новой продукции, дают в 24 раза больше нововведений на каждый доллар вложенный в НИОКР, чем крупные предприя­тия (с численностью свыше 10 тыс. человек), и в 2,5 раза больше введений на одного сотрудника. Многие крупные предприятия, стремясь активизировать инновационный процесс, создают у себя организационно-экономические условия для тех своих со­трудников, которые способны быть инициаторами и реализовать на практике серьезные нововведения.

По содержанию деятельности в течение ряда лет в нашей стране выделяются пять типов научно-технических организаций:

• институты — организации, специализированные на фун­даментальных исследованиях и ответственные за развитие оп­ределенной области науки;

• научно-исследовательские институты — отраслевые орга­низации, специализированные на прикладных исследованиях и ответственные за научно-технический уровень определенной отрасли производства или научно-техническое направление;

• проектные, конструкторские, технологические органи­зации, институты технико-экономических исследований — отраслевые организации, специализированные соответствен­но на конструкторских, технологических, проектных (для строительства) или организационных разработках, ответ­ственные за эффективность продукции, технологии, проек­тов, организацию производства в данной отрасли. Сюда же могут быть отнесены организации, обслуживающие те или иные институты;

• монтажно-наладочные управления, организационно-тех­нические, а также центры НОТ, специализированные на освое­нии разработок;

• институты научно-технической информации и другие организации, занятые распространением нововведений.

Эти организации можно классифицировать также по подчи­ненности, масштабам деятельности (межотраслевые, отраслевые, подотраслевые, региональные), широте профиля (специализиро­ванные на одной фазе цикла, комплексные, выполняющие не­сколько фаз цикла, научно-производственные комплексы).

2.3. Подготовка научных и научно-педагогических работников

В ст. 21 Федерального закона от 22 августа 1996 г. “О выс­шем и послевузовском профессиональном образовании” запи­сано, что Подготовка научно-педагогических работников осу­ществляется в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре выс­ших учебных заведений, образовательных учреждений допол­нительного профессионального образования, научных органи­заций, а также путем прикрепления к таким образовательным учреждениям и научным организациям соискателей для под­готовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педа­гогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Однако в настоящее время подготовка научно-педагоги­ческих кадров осуществляется еще и в магистратуре, посколь­ку, согласно Положению о магистерской подготовке (магист­ратуре) в системе многоуровневого высшего образования Рос­сийской Федерации, утвержденному постановлением Госком­вуза от 10 августа 1993 г., подготовка магистров ориентирова­на на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.

Основная образовательная программа подготовки магист­ра предусматривает научно-исследовательскую работу студен­та в объеме 2034 часов, в том числе научно-исследовательскую практику — 378 часов, научно-педагогическую практику — 378 часов, подготовку магистерской диссертации — 756 часов.

Программа магистерской подготовки в вузе состоит из двух частей: образовательной и научно-исследовательской.

К научно-исследовательской части программы предъявля­ются следующие требования:

— магистр должен уметь определять проблему, формули­ровать гипотезы и задачи исследования;

— разрабатывать план исследования;

— выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы исследования;

— обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных исследований;

— вести библиографическую работу с привлечением совре­менных информационных технологий;

— представлять итоги научного исследования в виде отче­тов, рефератов, научных статей.

В завершающем семестре магистратуры предусматрива­ется сдача выпускных экзаменов и защита магистерской дис­сертации, являющейся самостоятельным научным исследова­нием. Результаты выпускных магистерских экзаменов могут быть засчитаны вузом в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру. Студентам, обучающимся по магис­терской программе, может быть разрешена сдача экзаменов кандидатского минимума.

В аспирантуру вузов, научных учреждений или организа­ций на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессиональ­ного образования в Российской Федерации, утвержденному Минобразованием России от 27 марта 1998 г., поступающие в аспирантуру сдают конкурсные вступительные экзамены по специальной дисциплине, философии, иностранному языку, определяемому вузом или научной организацией и необходи­мому аспиранту для выполнения диссертационного исследова­ния. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские эк­замены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от со­ответствующих вступительных экзаменов.

Приемная комиссия по результатам вступительных экза­менов принимает решение по каждому претенденту, обеспечи­вая зачисление на конкурсной основе лиц, наиболее подготов­ленных к научной и педагогической работе. Зачисление в аспи­рантуру производится приказом руководителя вуза (научного учреждения, организации).

Обучение в аспирантуре может осуществляться по очной форме не более трех лет, по заочной форме — четырех лет.

За время обучения аспирант обязан: полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены, по фило­софии, иностранному языку и специальной дисциплине; завер­шить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (в совет, отдел, лабораторию, сектор).

Согласно Государственному образовательному стандарту послевузовского профессионального образования в основной образовательной программе подготовки аспиранта должны пре­дусматриваться следующие компоненты: образовательно-про­фессиональные дисциплины, факультативные дисциплины, педагогическая практика, научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация, защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Всего на научно-ис­следовательскую работу, включая подготовку и защиту диссер­тации, отводится 120 недель (6480 часов).

Научно-исследовательская часть программы подготовки аспиранта должна:

— соответствовать основной проблематике научной специ­альности, по которой защищается кандидатская диссертация;

— обладать актуальностью, научной новизной, практичес­кой значимостью;

— использовать современные теоретические, методические и технологические достижения отечественной и зарубежной науки и практики;

— применять современную методику научных исследова­ний;

— использовать современные методы обработки и интер­претации исходных данных с применением компьютерных тех­нологий;

— содержать теоретические (методические, практические)разделы, согласованные с научными положениями, защищае­мыми в кандидатской диссертации.

Каждому аспиранту утверждаются тема диссертации и научный руководитель из числа докторов наук или профессо­ров. В отдельных случаях по решению ученого совета вуза или научно-технического совета научного учреждения, организации научным руководителем может быть назначен кандидат наук, как правило имеющий ученое звание доцента (старшего науч­ного сотрудника).

Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет средств бюджета, обеспечиваются государственной стипендией. Иногородним предоставляется общежитие. Аспиранты очного обучения пользуются ежегодно каникулами продолжительнос­тью два месяца. Аспиранты, обучающиеся по заочной форме, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранени­ем среднего заработка, а также на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой зарплаты.

Аспиранты пользуются бесплатно оборудованием, лабора­ториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также имеют право на командировки.

Специалисты могут сдать кандидатские экзамены и подго­товить диссертацию вне аспирантуры на правах соискателя. Для этого соискатель прикрепляется к вузу (научному учреждению, организации), имеющему аспирантуру по соответствующей спе­циальности. Прикрепление для подготовки и сдачи кандидатс­ких экзаменов может проводиться на срок не более двух лет, а для подготовки кандидатской диссертации — на срок не более трех лет. Порядок подготовки кандидатских диссертаций в фор­ме соискательства установлен Положением о подготовке науч­но-педагогических и научных кадров в системе послевузовско­го профессионального образования в Российской Федерации.

Лица, имеющие ученую степень кандидата наук, для под­готовки докторских диссертаций могут поступить в докторан­туру, перевестись на должность научного сотрудника либо прикрепиться к вузу (научному учреждению, организации), имеющему докторантуру по соответствующей научной специ­альности.

Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. В срок до трех лет докторант обязан выполнить план подготов­ки диссертации и представить ее на кафедру (в отдел, лабора­торию, сектор, совет) для получения соответствующего заклю­чения. С целью оказания помощи в проведении исследований ему может быть назначен научный консультант из числа док­торов наук.

Сотрудники вузов могут переводиться на должности науч­ных сотрудников сроком до двух лет. В период пребывания в этой должности научный сотрудник обязан завершить работу над докторской диссертацией и представить ее на кафедру. По истечении года он должен предъявить ученому совету вуза от­чет о работе над диссертацией, по результатам которого совет принимает решение с рекомендацией о продлении его пребы­вания в должности научного сотрудника на следующий годич­ный срок или о возвращении на прежнее место работы.

Прикрепление соискателей для подготовки докторской дис­сертации может проводиться на срок не более четырех лет. Со­искатели представляют на утверждение кафедры (отдела, сек­тора, лаборатории) согласованный с научным консультантом план подготовки диссертации. Они периодически отчитывают­ся и ежегодно аттестуются кафедрой вуза или отделом (секто­ром, лабораторией) научного учреждения.

2.4.Ученые степени и ученые звания

Субъектами научной и (или) научно-технической деятель­ности в Российской Федерации являются физические и юриди­ческие лица. В Федеральном законе “О науке и государствен­ной научно-технической политике” физические лица разделе­ны на три группы: научные работники (исследователи), специ­алисты научной организации (инженерно-технические работ­ники) и работники сферы научного обслуживания. К научным работникам относятся граждане, обладающие необходимой ква­лификацией и профессионально занимающиеся научной и на­учно-технической деятельностью. Специалистами научной орга­низации являются граждане, имеющие среднее профессиональ­ное или высшеепрофессиональное образование и способствую­щие получению научного и научно-технического результата или его реализации. Работники сферы научного обслуживания — это граждане, обеспечивающие создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.

Субъектами научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования являются на­учно-технические, научные и инженерно-технические работни­ки, докторанты, аспиранты, соискатели, а также студенты и слушатели. К научно-техническим работникам относятся лица, занимающие должности декана факультета, заведующего ка­федрой, профессора, доцента, старшего преподавателя и асси­стента.

Должности профессора и доцента следует отличать от сход­ных по названию ученых званий. Работник может замещать одну из этих должностей, имея неадекватное ей ученое звание либо не обладая каким-либо ученым званием.

Согласно ст. 22 Федерального закона “О высшем и послеву­зовском профессиональном образовании” в Российской Феде­рации установлены ученые звания профессора и доцента.

Единый реестр ученых степеней и ученых званий, утверж­денный постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г., установил следующие ученые звания для научно-технических и научных работников:

— профессора по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессиональ­ного образования;

— доцента по кафедре образовательного учреждения выс­шего профессионального и дополнительного профессионально­го образования;

— профессора по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников;

— доцента по специальности согласно номенклатуре спе­циальностей научных работников.

Согласно п. 6 Положения о порядке присвоения ученых зва­ний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г., ученое звание профессора по кафедре мо­жет быть присвоено докторам наук, замещающим по трудово­му договору должности профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, про­ректора, ректора вуза или учреждения повышения квалифи­кации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций на высоком профессио­нальном уровне, а также на момент представления аттестаци­онных документов:

а) успешно работают в указанных должностях в течение года;

б) имеют стаж научно-педагогической работы не менее де­сяти лет, из них не менее пяти лет педагогической работы в ву­зах или учреждениях повышения квалификации;

в) являются авторами (соавторами) учебника (учебного по­собия) или не менее трех учебно-методических работ, опубли­кованных за последние три года;

г) являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее трех научных работ, опубликован­ных за последние три года;

д) подготовили в качестве научных руководителей или на­учных консультантов не менее двух учеников, которым присуж­дены ученые степени.

Ученое звание профессора по специальности может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому догово­ру должности ведущего научного сотрудника, главного научно­го сотрудника, заведующего (начальника) научно-исследова­тельским отделом (отделением, сектором, лабораторией), уче­ного секретаря, заместителя директора, директора в научных организациях, научных подразделениях вузов или учреждений повышения квалификации и соответствующим требованиям п. 11 Положения.

Одно из основных условий присвоения ученого звания про­фессора — наличие у работника ученой степени доктора наук. В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г., ученая степень доктора наук присуждается диссертационным советом (советом по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание уче­нойдоктора наук) по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандида­та наук.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно ква­лифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономи­ческое, культурное или хозяйственное значение, либо изложе­ны научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.

Однако ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено без защиты докторской диссертации кандидатам наук (в виде исключения), работникам искусств, специалистам фи­зической культуры и спорта, крупным специалистам, получив­шим международное или всероссийское признание в конкрет­ной отрасли знаний, если их деятельность соответствует требо­ваниям п. 6—10 Положения о порядке присвоения ученых зва­ний.

Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено докторам и кандидатам наук, замещающим по трудовому дого­вору должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, про­ректора, ректора вуза или учреждения повышения квалифи­кации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций или ведут занятия на высоком профессиональном уровне, а также на момент пред­ставления аттестационных документов:

а) успешно работают в указанных должностях в течение года;

б) имеют стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, из них не менее трех лет педагогической работы в вузах или учреждениях повышения квалификации;

в) являются авторами (соавторами) учебника (учебного по­собия) или не менее двух учебно-методических работ, опубли­кованных за последние три года;

г) являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее двух научных работ, опубликован­ных за последние три года.

Ученое звание доцента по специальности может быть при­своено докторам, кандидатам наук, замещающим по трудовом договору должности старшего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (начальника) научно-иссле­довательским отделом (отделением, сектором, лабораторией), ученого секретаря, заместителя директора, директора в науч­ных организациях, научных подразделениях вузов и учрежде­ниях повышения квалификации и соответствующим требова­ниям п. 17 Положения от 29 марта 2002 г.

Доцент как минимум должен иметь ученую степень канди­дата наук. Она присуждается диссертационным советом по ре­зультатам публичной защиты диссертации соискателем, име­ющим высшее профессиональное образование.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой со­держится решение задачи, имеющее существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны (п. 7 Положения о порядке присуждения ученых степе­ней).

Вместе с тем при наличии условий, обозначенных в пунк­тах 13—16 Положения о порядке присвоения ученых званий, ученое звание доцента может быть присвоено без защиты дис­сертации, в виде исключения, лицам, имеющим высшее обра­зование, работникам искусств, специалистам физической куль­туры и спорта, высококвалифицированным специалистам, по­лучившим международное или всероссийское признание в кон­кретной области знаний.

2.5.Научная работа студентов и повышение качества подготовки специалистов

Совокупность деловых качеств, необходимых для специа­листа высшей квалификации, включает в себя высокий уровень профессиональных знаний, широкий кругозор, творческие спо­собности и инициативность, развитое чувство ответственности, исполнительность и самодисциплину, организаторские навыки. Специалист, должен проявить:

1) творческий, индивидуальный подход к каждой задаче, умение использовать для ее решения физические явления и процессы, применять новые виды микроэлектронной схемотехники, программируемых логических элементов, материалов, деталей и конструкций, эффективно использовать принципы, методы и результаты смежных областей науки и техники;

2) достаточное знание физики, математики, радиоэлектро­ники, экономики и других наук в тех разделах, которые соот­ветствуют профили его работы, умение пользоваться современ­ными физическими, математическими, экономическими и экс­периментальными методами и приборами, включая ЭВМ;

3) широкую эрудицию в смежных областях знаний и умение взаимодействовать со специалистами смежных профилей — ста­вить перед ними задачи и критически относиться к предлагае­мым решениям. Одной из центральных проблем Высшей школы является проблема единства профессиональной подготовки и мировоззренческой ориентации специалистов, проблема разви­тия у них творческого мышления, умения самостоятельно углуб­лять свои знания и применять их в жизни.

Наука приучает всех, кто к ней по-настоящему приобща­ется, к принципиальной последовательности во всех вопросах теории и практики, к решимости бороться против рутины и кос­ности, к упорству в труде.

Чтобы успешно двигаться в науке, максимально сократить возможные блуждания и безуспешные поиски, сегодня каждо­му, кто занимается решением тех или иных проблем теории и практики, необходимо овладеть соответствующей методологи­ческой культурой. Определяющим элементом этой культуры является диалектико-материалистическое понимание действи­тельности, на основе которого складывается характерная для каждой области система знаний.

Основными и наиболее важными формами научно-иссле­довательской работы студентов в учебном процессе, охватыва­ющими всех студентов во время их обучения, являются учеб­но-исследовательская работа, курсовое проектирование и кур­совые работы, производственная и преддипломная практика и дипломное проектирование. Дипломное проектирование — зак­лючительный этап подготовки молодых специалистов в вузе, проверка приобретенных знаний и навыков, умения самостоя­тельно применить полученные знания и творчески работать.

В ст. 16 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” закреплены многочисленные права студентов вузов, в том числе и право принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, а также представлять свои работы для публика­ции, в частности, в изданиях высшего учебного заведения. Здесь же записано, что студенты вузов обязаны овладевать знания­ми, выполнять в установленные сроки все виды заданий, пре­дусмотренных учебным планом и образовательными програм­мами высшего профессионального образования. В Законе не пре­дусмотрена обязанность студентов заниматься научно-иссле­довательской работой. Тем не менее они должны выполнять те виды заданий, которые содержат элементы научного исследо­вания и включены в учебный план или планы занятий по дис­циплине. К их числу относятся реферат, доклад, курсовая ра­бота, дипломная работа, магистерская диссертация.

В соответствии с Типовым положением об образователь­ном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвер­жденным постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71, учебные занятия в высшем учебном заведении проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практи­ческих занятий, лабораторных работ, контрольных работ, кол­локвиумов, самостоятельных работ, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой рабо­ты). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

Чтобы выполнить вышеперечисленные работы, студенту необходимо уметь:

— выбрать тему и разработать план исследования;

— определить оптимальные методы исследования;

— отыскивать научную информацию и работать с литера­турой;

— собирать, анализировать и обобщать научные факты;

— теоретически проработать исследуемую тему, аргумен­тировать выводы, обосновывать предложения и рекомендации;

— оформить результаты научной работы.

Некоторые виды НИР студент не обязан выполнять, напри­мер, его нельзя заставить заниматься в научном кружке, выс­тупить с докладом на конференции или принять участие в кон­курсе на лучшую студенческую научную работу. Однако ему следует помнить, что задачи, которые стоят перед современной наукой, настолько сложны, что их решение требует исследова­тельских навыков и методов исследовательской работы, выбо­ра наиболее эффективных решений той или иной научной про­блемы при решении наименьших затрат и времени.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования записано, что современный специалист высшей квалификации должен владеть не только необходимой суммой профессиональных знаний, но и опреде­ленными умениями творческого решения практических задач. Все эти умения приобретаются в вузе путем активного участия студентов в научно-исследовательской работе.

Понятие “научно-исследовательская работа студентов” (НИРС) включает в себя два элемента:

1) обучение студентов элементам исследовательского тру­да, привитие им навыков этого туда;

2) собственно научные исследования, проводимые студен­тами под руководством профессоров и преподавателей.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повыше­ния качества подготовки специалистов с высшим образова­нием.

Целью научной работы студентов является переход от ус­воения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний и приобретение навыков самостоятельного анализа со­циально-правовых явлений с использованием научных методик.

Основными задачами научной работы студентов явля­ются:

а) развитие творческого и аналитического мышления, рас­ширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-­исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в своей практичес­кой деятельности.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-ис­следовательскую, включаемую в учебный процесс и проводи­мую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС).

Учебно-исследовательская работа выполняется студента­ми по учебным планам под руководством профессоров и препо­давателей. Формы этой работы:

а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;

б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;

в) написание курсовых работ, содержащих элементы науч­ного исследования;

г) проведение научных исследований при выполнении дип­ломных работ;

д) выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики и стажировки.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, включает в себя:

а) работу в научных кружках и проблемных группах, со­здаваемых при кафедрах;

б) участие в научно-исследовательских работах по кафед­ральным темам;

в) выступления с докладами и сообщениями на научно-те­оретических и научно-практических конференциях, проводи­мых в вузе;

г) участие во внутривузовских, межвузовских, региональ­ных и республиканских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;

д)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: