Рождение эволюционной эпистемологии

1. Недостатки классических и постклассических теорий человеческого познания.

2. Создание синтетической теории эволюции в 1920-е – 1930-е годы и её развитие на основании новейших открытий.

3. Человеческое познание с точки зрения хромосомной теории наследственности и популяционной генетики.

4. Статья К. Лоренца «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии» (1941): адаптационный подход в эпистемологии.

5. Знание как самоорганизация организма: активистский подход в эпистемологии (Ф. Вукетич, У. Матурана, Ф. Варела).

Литература

       Лоренц К. Кантовская концепция a priori в свете современной биологии // Эволюция. Язык. Познание. М., 2000.

       Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / Пер. с англ. М., 1998.

       Лоренц К. Так называемое зло / Пер. с англ. М., 2008.

       Кэмпбелл Д.Т. Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М., 1998.

Поппер К.Р. Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М., 1998.

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. Врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки / Пер. с нем. М., 1998.

Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М,. 1996.

Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1998.

       Князева Е.Н. Понимание истины в эволюционной эпистемологии // Истина в науах и философии / Под. ред. И.Т. Касавина. М., 2010.

       Wuketits F. Evoiutionary Epistemology and Its Implication for Humankind. N.Y., 1990.

Конспект

 

    Познание — это способ воссоединения человека с миром. Не стоит понимать познание как прямое и точное отражение мира, как внешнего, так и внутреннего. Человек как результат длительной (по своим меркам) эволюции способен узнать только ту часть реальности, которая допущена возможностями его мозга и связанных с ним познавательных способностей. Способности к познанию раскрываются постепенно, но и неуклонно по мере развития мировой культуры. Сфера познанного всё расширяется, чем дальше, тем быстрее и полнее, приводя наши знания ко всё большему совпадению с устройством реальности. Наши «предки» неандертальцы и особенно кроманьонцы создали каменный и костяной инструментарий, позволивший им заселить практически всю планету и выжить вопреки страшным природным катаклизмам и социальным конфликтам. Наши непосредственные предшественники и современники добились многократного повышения продолжительности и качества жизни людей, подтвердили базовую модель Вселенной, уверенно осваивают ближний космос и проникли в тайны микромира. Путь, пройденный человечеством за последние десятки тысяч лет, доказывает возможности познания и мышления в их вечном диалоге с действительностью.

Поэтому после онтологии и антропологии в составе философии обязательно выделяется теория познания. Раньше её называли гносеологией (от греч. gnosis — знание, познание), а теперь всё чаще — эпистемологией (греч. epistema — мнение, в смысле то же знание). Сторонники последнего термина наивно пытаются отмежеваться от прежних концепций знания, превзойти их. Однако дело не в словах, а в содержании теории познания, которая, действительно, за последние десятилетия претерпела радикальные преобразования, прежде всего в связи с революционными открытиями в области разных наук, начиная с эволюционно-генетической биологии.  

    Вообще-то познание рассматривается с разных сторон многими научными дисциплинами, оно же моделируется различными практиками. Скажем, особая — когнитивная психология изучает приобретение и использование знаний конкретным субъектом деятельности (личностью, коллективом, сообществом). Нейробиология — физиологические, биохимические механизмы кодирования информации мозгом, её влияния на активность организма. Лингвистика — языковые оболочки, вербальные структуры выражения мыслей и чувств. Информатика представляет собой так называемый «искусственный интеллект», то есть компьютерное повторение и усиление отдельных функций людского ума (запоминательных, счётно-решательных, комбинаторных, игровых). И так далее.

    Как мы узнаем из дальнейшего текста этой лекции, решающую роль в понимании действительной природы человеческого познания сыграла за последние сто лет эволюционная биология и её многочисленные приложения к информатике, синергетике, теории систем и т.п. лидирующим отраслям фундаментальной науки.

    Что же остаётся на долю философского рассмотрения познания? Как всегда, наиболее принципиальные и парадоксальные проблемы, требующие многоаспектного и отвлечённого от злободневно-насущных забот подхода.

    Прежде всего это вопрос о самой возможности познания как достоверного отражения и проектирования действительности; о пропорции объективного и субъективного, чувственного и рационального, интуитивного и экспериментального, истины и заблуждения при получении и использовании наших знаний. Все науки и многие практики стремятся объективизировать необходимые им знания, превратить их в истинную информацию, очищенную от примеси заблуждений. Только философии может позволить себе обратить внимание на неизбежную многомерность познавательного процесса и его результатов; продемонстрировать не только вред, но и пользу заблуждений как ступеней на пути к истине; не только насущность, но и опасность истины, в свою очередь.

    Далее, философия специально выясняет необходимые предпосылки познания и мышления, которые заключаются в истории и современном состоянии общества, с одной стороны, и в биологии и этологии человека, с другой. Эти социокультурные и природноэволюционные факторы неявно, как правило, но влиятельно обусловливают критерии истинности и эффективности умственной активности людей.  

    Наконец, гносеология и особенно такой её раздел, как логика формулируют наиболее общие принципы и правила познания, нарушение которых уводит его с истинного пути. Хотя логика как наука и отделилась от философии, эти формы самопознания интеллекта сохраняют смысловые взаимосвязи между собой и со многими другими отраслями научного и практического знания.

    Вопрос о познаваемости мира в истории философии оказался настолько сложным, что споры при его обсуждении продолжаются с античности до наших дней. Великие мыслители разных времён и народов обращали внимание на отдельные аспекты этой по существу вечной проблемы.

    Никто не станет спорить с тем, что человек что-то реальное знает о мире и о самом себе, а чего-то ещё не познал; что объём наших знаний постоянно растёт, несмотря на периодические заблуждения. И с тем, что виртуальный мир знаний никогда не совпадёт с реальным миром, который как-то существует вне наших знаний о нём. Проблема состоит в том, насколько достоверны наши знания? Способны ли они передать объективную сущность вещей хоть в какой-то пропорции? Или же в действительности есть в принципе, никогда и никем непознаваемые стороны? В состоянии ли люди разграничить истину от заблуждения по коренным вопросам науки и практики уже сегодня? С ответом на такого рода вопросы не стоит спешить. Полезно прислушаться к доводам разных философских школ.

    Гносеологический оптимизм акцентирует победы познания над хаосом незнания, океаном невежества. Так, уже классик античной философии Аристотель создал целую науку — логику, которая формулирует правила и законы доказательного, последовательного, непротиворечивого мышления (сочинения, объединённые общим названием «Органон», что означает  инструмент, способ познания). Интеллект, разум, по Аристотелю, — главные преимущества человека над животными. 

    На заре Нового времени Френсис Бекон постарался создать «Новый органон» — индуктивный метод опытно-экспериментального изучения природы. Человек способен осуществлять на деле то, о чём он знает истину: «Tantum possimus quantum scimus». Проще говоря, по Бекону, «знание — сила». Революционер-коммунист К. Маркс впоследствии любил повторять: «Никогда ещё невежество никому не помогало!». Вывод спорный, но показательный для творцов новой истории человечества.

    В XVIII в. представители философии Просвещения — Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и их соратники бросили вызов догматизму религиозной веры и политической идеологии. Из их призыва пользоваться собственным умом родилась доктрина либерализма в общественной жизни и политике: разум побеждает невежество благодаря самоотверженным усилиям отдельных личностей; все люди равны перед законом; частная собственность священна; государство стоит на страже общих интересов, но не может диктовать людям выбор их судеб. Разум — высшая инстанция в решении жизненных проблем.

    Итак, с точки зрения гносеологического оптимизма человеческое познание в принципе, в конечном счёте, пускай хотя бы отчасти правильно отражает мир и руководит его преобразованием. Власть разума над природой и обществом будет расти.

    Гносеологический пессимизм обращает наше внимание на трудности познания, стремится обозначить его пределы. Античный скептицизм (греч. skepsis — рассматривание, оглядывание, сомнение) в лице Пиррона и его последователей выражал сомнения в надёжности наших органов чувств (дальтоники, больные ощущают совсем не то, что нормальные люди — где гарантия, что ощущения этих последних адекватны реальным свойствам вещей, раз, допустим, палка, опущенная в воду, кажется сломанной?) и особенно логических рассуждений (всякому суждению можно противопоставить прямо противоположное; не лучше ли в таком случае вообще воздерживаться от суждений?).

    Сомнения скептиков в познании доводят до его полного отрицания представители агностицизма (греч. a — не + gnosis). Так, английский мыслитель Дэвид Юм (1711–1776) писал: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов». Оживи сэр Юм в наши дни, он убедился бы, что медицина уже способна вылечить все его болезни…

    Великий немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) предложил различать в объекте познания две стороны: «вещи для нас» или феномены — их познать мы в силах, и постепенно это делаем; и «вещи в себе» или же ноумены, которые остаются в принципе непознаваемы, поскольку неадекватны человеческим способностям к познанию. Так что силы разума имеют свои границы; абсолютное познание невозможно ни в одной области. Появись герр Кант сегодня, он получил бы возможность участвовать в комической программе России и США, тем самым заглянув за горизонт целого ряда наук…

    Новейшая история человечества принесла не только колоссальные достижения научно-технического прогресса, но и глобальные катастрофы — мировые войны с десятками миллионов жертв; тоталитарные режимы вроде гитлеровского или советского с десятками миллионов погубленных в мирное время; ядерное оружие, способное уничтожить нашу планету; новые болезни с похожим результатом для биосферы. Пока неясно, сумеют ли люди с помощью разума преодолеть столь глобальные проблемы или падут их жертвой окончательно. До сих пор познание используется не только во благо, но и во вред человеку, причем нередко следование благой цели оборачивается худшим заблуждением.

    Таким образом, скептики и агностики предупреждают нас от наивной веры в простоту и автоматичность познания. Познание — драматическая борьба человечества за истину и в этой борьбе победы чередуются с поражениями.

    Выводы из многовекового спора о познаваемости мира можно сделать примерно такие:

    · познание сущностей, законов и принципов природных и социальных процессов возможно, но постепенно и бесконечно; время от времени приходится менять сами правила познания, чтобы осмыслить новые для человечества уровни реальности;

    · в составе нашего знания всегда сочетаются объективные и субъективные элементы; одни невозможны без других; в одних познавательных ситуациях больше объективного, в других субъективного;

    · познание представляет собой органическую подсистему поведения животных, деятельности людей и вообще антропоидов (как природных — обезьян, так и технических — роботов-андроидов) и потому в принципе разнотипно и гетерогенно: знания разных уровней и целевых назначений не соподчинены иерархично и не взаимозаменяемы;

· знание причудливо взаимосвязано с незнанием; последнее не только вредно, но и полезно в каких-то ситуациях; лишнее, опасное знание может быть хуже незнания в каких-то вопросах; всеведение никому не доступно и потому знание всегда дополняется и усиливается оправданной верой человека в некие ценности и идеалы, рационально полностью не обосновываемые;

    · наконец, стоит признать, что справиться со всё новыми и новыми проблемами (в том числе теми, которые порождены открытиями и достижениями познания) можно только одним путём — продолжения и усовершенствования познания, а не отказа от знания, поисков истины.

    Становление эволюционной эпистемологии начинается с классических работ Ч. Дарвина «Происхождение человека» (1871) и «Выражение эмоций у людей и животных» (1872). В этих трудах антропология и, в том числе, общая теория познания впервые в истории мысли были пересажены со спекулятивной, чисто умозрительной на научную, фактическую почву. А именно, происхождение человека, в том числе его самосознания, когнитивных способностей, даже языка и морали рассматривалось с точки зрения механизмов естественного отбора, как неотъемлемая часть выживания и воспроизводства своего вида. Как и все остальные живые существа, люди являются продуктом длительной эволюции живой природы, поэтому и когнитивные, ментальные способности людей служат адаптации живого существа к внешней и внутренней среде их обитания. С этой точки зрения эволюция природы не завершилась формирование Человека Разумного, создав предпосылки для появления культуры, но и послужила обязательным условием её фантастического прогресса за последние тысячелетия. Отличия человека от животных, зверей и птиц, в том числе познавательные, интеллектуальные, с этой точки зрения носят не качественный, а количественный характер.

    Создание, начиная с 1920-х – 1930-х годов синтетической теории эволюции, объединивший классический дарвинизм с открытиями генетики и ряда других отраслей фундаментального естествознания, позволило, в том числе, заявить эволюционную теорию познания как современную версию эпистемологии. Её основоположником выступил австрийский зоолог Конрад Лоренц, получивший Нобелевскую премию за создание (в соавторстве) новой науки о поведении животных и людей — этологии. Ещё в 1941 году он опубликовал новаторскую статью «Кантовская теория априори в свете современной биологии» (см. перевод на русский язык: Человек. 1997. № 5), в которой на многочисленных фактах доказал существование у высших животного и человека врождённого, унаследованного от предков знания, материальной основой которого выступает центральная нервная система. Причём это врождённое знание вовсе не безотносительно к реальности (как полагал Кант), а представляет собой фенотипический признак, находящийся под действием естественного отбора.

    С эволюционной точки зрения, знания, которых достигает человек, не являются ни чистой копией реальности, ни результатом произвольного конструирования некой особой действительности. Эти знания направлены на то, чтобы человек успешно адаптировался к реальности, своей окружающей и внутренней среде. Когнитивные способности людей сформированы в условиях макромира, в масштабах средних измерений, сопоставимых с его собственными размерами в земных масштабах. Поэтому и визуальные, и интеллектуальные способности человека неизбежно субъективны, предопределены тем огромным эволюционным путём, которым прошли всё его предки, начиная от кистепёрых рыб и рептилий и кончая приматами, по поверхности земного шара. Однако стратегическое направление познания, по К. Лоренцу, состоит в его объективации, то есть максимально возможном очищении результатов восприятия и мышлении от привнесённых людской телесностью факторов, субъективных конструкций ума. Познание сопровождает и направляет освоение человеком мира, активное движение Человека Разумного по коэволюционным ландшафтам. При этом человек изменяет эти ландшафты, как и самого себя.

    Термин «эволюционная эпистемология» предложил психолог Д. Кэмпбелл, в своей статье 1974 г. о философии Карла Р. Поппера. Уточняя идею К. Лоренца, Кэмпбелл предложил рассматривать знание не как фенотипический признак, а как формирующий такой признак процесс. Познание, в конечном счёте, ведёт к более адаптивному поведению и увеличивает способность приспособления живого организма к окружающей среде (в том числе и социокультурной, если речь идёт о человеке).

    В дальнейшем этот принципиально новый, эволюционный взгляд на познание получил мощное развитие с позиций современной биологии и других областей фундаментального естествознания и информационной техники. Стало ясно, что когнитивные подсистемы всех организмов порождены эволюцией их способностью извлекать, обрабатывать, хранить и использовать информацию, что, в свою очередь, и позволяет всем живым существам как-то адаптироваться к объективному миру и по возможностям перестраивать его под себя, то есть творить. Максимальных успехов во всём этом добился, конечно, человек, но вовсе не за счёт каких-то сверх природных способностей, а только опираясь на общие механизмы органической эволюции.

    Ментальная эволюция человечества направляется генетически: наши врождённые способности играют роль фильтров, которые отбирают и дозволяют только некоторые культурные альтернативы — в виде образцов поведения, типов верования, стандартов поведения вообще. В результате длительного отбора конкурирующих и альтернативных генотипов определялся набор генов, которые формировали эпигенетические правила выживания и адаптации людей. Это и делает возможность культурную преемственность — передачу знаний и других элементов мировоззрения всё новым поколениям.

    Более или менее влиятельная генетическая предопределённость познавательных возможностей и стратегий людей подтверждается многими экспериментальными результатами и просто наблюдениями, прежде всего за новорожденными и малышами, которые относительно свободны от культурных влияний. Представители эволюционной эпистемологии приводят множество примеров тому. Среди ни такие.

    С детства люди с нормальным зрением воспринимают изменения длины световой волны как четыре основных цвета: красный, зелёный, синий и жёлтый — с различными сочетаниями в промежуточных между ними зонах. Однако на самом деле, как это фиксируется приборами, имеет место непрерывное изменение цветовой волны, и поэтому получаемая нами ясная, красочная, с чёткими контурами картина — не более чем оптическая иллюзия, генетически запрограммированная в визуальном аппарате головного мозга. Сетчатка нашего глаза усиливает контуры изображения, преобразуя сигналы от цветовых рецепторов в три пары цветовых оппозиций: «красный — зелёный, «синий — жёлтый», «светлый — тёмный». Как показали соответствующие тесты, даже четырёхмесячные дети воспринимают изменения длины световых волн, как если бы они уже распознавали четыре цветовые категории. Аналогичные результаты были получены в ходе демонстрации представителям 20 национальностей большой последовательности образов, отличавшихся по цвету и яркости.

    Новорожденные и малыши предпочитают сахар, им не нравится пища, содержащая соль, кислоту, горечь. Это врождённое селективное предпочтение оказывает влияние и на кухню взрослых. Среди её продуктов есть разные цвета, кроме синего (редкие исключения вроде сизых ягод можно не принимать в расчёт). Должно быть, этот субъективно воспринимаемый цвет ассоциировался у наших далёких африканских предков как показатель испорченности потенциально съедобного продукта.

    Хотя отдельные выражения лица и прочая мимика существенно различаются у представителей разных народов и культур, всё же было выявлено множество общечеловеческих выражений эмоционального состояния, большинство из которых восходит к нашим общим с обезьянами предкам. Жесты просьбы, отказа, ласки и агрессии, позы бурной радости и глубокого горя практически идентичны у всех людей и высших обезьян. Некоторые повреждения правого полушария головного мозга лишали пациента возможности узнавать лица других людей, включая близких знакомых и родственников. Однако это расстройство не влекло за собой общей потери визуальной памяти — наш мозг биологически запрограммирован следовать некоторым сенсорным императивам ради обеспечения насущных потребностей общественной жизни.

    У всех младенцев от 6 до 8 месяцев возникает явно выраженная тревога при появлении чужих людей. Эта реакция свидетельствует о врождённой предрасположенности людей жить небольшими группами, состоящими из близких родственников и опасаться всех чужаков, даже если они тоже родственники и друзья, только новые для первого опыта общения ребёнка.

    Врождённой также выглядит склонность всех людей мыслить оппозициями, рассматривая каждую вещь как некую противоположность другой. Эта особенность нашего мышления ярко иллюстрируется всеобщими и автоматическими фобиями — врождёнными формами боязни, которые всегда и у всех вызывают одинаковую реакцию — панику, приступы тошноты, холодный пот и т.п. безусловные рефлексы. Столь безотчётный страх внушают опасности, подстерегавшие древнее человечество: закрытое пространство; высота; бегущая вода; змеи и пауки; а также собаки и другие хищники; самолёты; ножи; оживлённые улицы и площади; электричество и многое другое, часто на самом деле вполне безобидное.

    Как выяснили нейробиологи, хромосомные аберрации часто приводят к дефектам интеллекта, к снижению отдельных мыслительных функций (например, к синдрому Тёрнера — нарушениям при восприятии пространства).

    Таким образом, общая теория познания за счёт новейших достижений биологии и смежных с ней наук, получила небывало мощное подкрепление. С одной стороны, выявлены биологические субстраты когнитивной активности животных и человека. Наша биологическая телесность задаёт ограничительные рамки  допустимым для человека способам восприятия действительности и оперирования знаниями. Эти выводы полностью опровергают крайности как сенсуализма Джона Локка, так и рационализма Ренэ Декарта; уточняют гениальную догадку Канта о некоем врождённом знании. С другой стороны, модели и метафоры из эволюционной биологии всё активнее и успешнее распространяются на понимание истории культуры и науки.

    Эволюционные предпосылки и социокультурные условия человеческого познания позволяют понять и следующие его ключевые определения, исходные моменты. А именно, субъект и объект познания не совпадают полностью с понятием «человек» и «природа», «люди» и «действительность».

    Субъект (лат. «subjectus» — находящийся в основе) познания представляет собой совокупность сенсорных, логических и интуитивных способностей людей. Субъектом познания человек не рождается, а становится — по ходу взросления, в процессе социализации. Проще говоря, усваивая культурный опыт старших поколений и проявляя свои творческие способности. В философском романе-притче Уильяма Голдинга «Повелитель мух» приведён образец разрыва преемственности между поколениями людей. В плане мысленного эксперимента автор демонстрирует, что случится на Земле, если в результате катастрофы выживут одни дети. Огромная часть знаний, технологий просто омертвится, останется для них недоступной вовеки без взрослых.

    Пути формирования познавательных способностей проходят и через природу, и через культуру человека. Для пробуждения когнитивных возможностей каждого нового сапиенса необходимы следующие условия:

    · практическая деятельность самог о индивида, при которой внешние, физические действия постепенно интериоризируются, т.е. переводятся во внутренний план сознания, превращаются в мыслительные схемы и двигательные навыки;

    · общение людей как часть их практики, подражание друг другу и соперничество между личностями в жизненной борьбе;

    · сопричастность индивида нескольким социальным группам, большего или меньшего размерам, чьи стандарты поведения и мышления он в какой-то степени разделяет (пол, возраст-поколение, этнос-народность, конфессия-вера, социальный страт-сословие, профессия и т.д.).

    Субъект познания включает в себя несколько уровней организации и функционирования:

    · микро- субъект — отдельная личность как таковая;

    · макро- субъект — контактная группа-коллектив (класс, бригада, фирма, воинская часть, лаборатория, клиника, аптека и т.п.);

    · мега- субъект — общество в целом на данном этапе его исторического развития.

    Таким образом, субъект познания представляет собой сложную систему духовного опыта людей по освоению окружающей их действительности и собственному самопознанию.

    Объект (лат. «objectum» — дословно, предмет; нечто, расположенное впереди) познания в свою очередь не тождественен реальности как таковой. Он конструируется субъектом из материала этой реальности, но всегда с добавлением неких качеств самого субъекта. Реальность как таковая и объект познания соотносятся примерно так, как натурщик и его портрет.

     Логические приёмы конструирования объекта познания суть следующие.

    Абстрагирование (лат. abstractio — отвлечение, растаскивание) — концентрация мысли на чем-то одном, важном для субъекта познания, на некой стороне гораздо большего и сложнейшего на самом деле явления; таким образом, абстрактное мышление отвлекается от всего второстепенного, несущественного в данном познавательном контексте и вычленяет именно интересующие субъекта свойства, отношения, аспекты того же самого явления (так, в химии водой называется исключительно H 2 O, а на практике различные по своему химическому составу питьевые смеси); в итоге познание вооружается множеством абстрактных объектов; это необходимые для углубленного исследования мысленные конструкции, выделяющие отдельные свойства, стороны, отношения, состояния материальных предметов («храбрость», «кислота», «температура», «любовь» и т.д., и т.п.); принимая по ходу мышления абстрактные объекты за реально существующие, мы разгружаем процесс познания от необязательного перечисления массы условностей и ненужных деталей.

    Идеализация — мысленное добавление к изучаемой нами реальности необходимых для ее познания условий; без чего нельзя выявить главные принципы, глубинные закономерности природы или общества. Например, законы классической механики И. Ньютона предполагают, что движение макротел осуществляется без влияния трения, давления атмосферы и т.п. дополнительных к массе и ускорению факторов. Результатом идеализации являются понятия вроде идеального газа, абсолютно твердого тела, простого равноускоренного движения, прямой линии или точки, т.п.; они на самом деле не существуют как таковые, но с их помощью человеческая мысль выявляет главное для себя в гуще второстепенного, случайного, преходящего.

     Итак, объект познания представляет собой систему понятий, принципов и законов, сформулированных с помощью абстрактного, идеализирующего мышления. Это своего рода инструмент вроде микроскопа или телескопа, только не для зрения, а для интеллекта. Так что познание не стоит наивно понимать как зеркальное отражение, прямое копирование действительности. Перед нами скорее её преображение своего рода «волшебным кристаллом» сенсорики и интеллекта.

    Два основные уровня или, точнее говоря, момента, стороны, аспекта процесса познания — чувственный (сенсорный, визуальный) и рациональный (абстрактно-логический, отвлечённый, дискурсивный).

    Отличительные черты созерцания мира с помощью органов чувств:

    · непосредственное отражение мира, в прямом контакте с вещами, явлениями — источниками информации о нём;

    · осуществляемое спонтанно, преимущественно автоматически с помощью рецепторов и всей ЦНС;

    · наглядно-образное воспроизведение действительности в виде целостных, красочных идеальных моделей; условных, копий разных явлений в сознании людей;

    · фиксация внешних, главным образом поверхностных признаков предметов и явлений действительности; обследование их снаружи;

    · чувственно-конкретное отображение единичных, неповторимых, случайных черт реальности, в какой-то момент оказавшихся в поле человеческого восприятия.

    Базовые формы живого созерцания мира:

    · ощущение — отражение отдельных свойств реальности при ее непосредственном контакте с органами чувств животных и человека;

    · восприятие — синтез многих ощущений, дающий целостный образ находящегося в зоне действия рецепторов фрагмента реальности;

    · представление — сохранённое в памяти и дополненное большей или меньшей долей фантазии восприятие.

    С помощью органов чувств человек получает такую информацию, осознание и переживание которой делает его полноценным, дееспособным, в конце концов — счастливым. Это прямое, живое, в реальном режиме осуществляемое информационное взаимодействие организма и личности с миром. Человеку хотя бы время от времени необходимы лучи солнца, запах костра, звуки прибоя и масса других ощущений. Напротив, притупление органов чувств — первый признак психологической депрессии (Как подметила поэтесса в известном романсе: «Работу малую висок / ещё вершит, но пали руки / и стайкою, наискосок / уходят запахи и звуки...»). Чтобы оценить, надо потерять: Марсель Пруст, безнадёжно больной астмой неврастеник, мог сочинять свои романы из эпопеи «В поисках утраченного времени», только по ночам, наглухо закрыв и занавесив окна и двери; в комнате, со всех сторон обитой войлоком. Никто лучше него не описал в прозе запах и цвет цветущего шиповника, вкус печенья и чая, очень многие другие комплексы человеческих ощущений.

    У форм чувственного отражения мира двойственная природа — объективно-субъективная. Допустим, ощущение красного цвета возникает при попадании световой волны вполне определённого диапазона на нормальные рецепторы глаз. В самой по себе природе нет никакого красного цвета. Если бы животные и люди не наблюдали природу, она оставалась бы пустой тёмной дырой. Мир дальтоника также бесцветный. В одних ощущениях, восприятиях и представлениях больше объективного, в других — меньше (вплоть до целиком фантомных явлений типа галлюцинаций).

    Мышление представляет собой более высокую ступень познания, чем всевозможная визуалистика. Именно способность к мышлению возвышает сознание человека разумного над психикой всех остальных животных.

    Качественные возможности мышления:

    · опосредованное правилами логики и ранее накопленными сведениями отражение действительности, возможное и без прямого обращения к показаниям органов чувств;

    · обобщённое до уровня идей, принципов, универсальных понятий познание, которое выделяет что-то главное, типичное, нужное в массе изученных явлений;

    · углублённое до уровня сущности, закономерности, устойчивой тенденции познание;

    · абстрактно-логическое, т.е. отвлеченное от всего второстепенного, несущественного, лишнего;

    · сознательно сосредоточенное на достижении определенной цели познания или практики.

    Основные формы мышления:

    · понятие представляет собой мысль о существенных, общих и отличительных признаках того или иного предмета или целого класса предметов;

    · суждение сочетает два понятия с тем, чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии какого-то признака у определенного предмета;

    · умозаключение складывается из нескольких суждений, связанных друг с другом по смыслу, благодаря чему получается вывод о необходимых из данных посылок следствиях.

    В реальном процессе познания элементы чувственного созерцания и логического мышления тесно взаимосвязаны друг с другом. Работа органов чувств во многом ориентирована теми знаниями о мире, которыми располагает субъект. Напротив, мышление постоянно обрабатывает всё новые и новые показания органов чувств. Кроме словесно-логического, так сказать чистого мышления с помощью понятий, суждений и умозаключений, существует и мышление наглядно-действенное, когда задачу деятельности субъект решает по ходу физического манипулирования вещами; и наглядно-образное, при котором выход из проблемной ситуации находится в уме, но путем комбинации восприятий и представлений, а не понятий и суждений.

    Интеллектом называется способность индивида к мышлению, уровень его возможности решать разного рода творческие задачи. Мышление — это интеллект в действии, сам процесс его применения. Хотя способность мыслить, т.е. пользоваться интеллектом, присуща всем людям, но распределена она между ними неодинаково. Основным показателем размеров индивидуального интеллекта является так называемый Intelligence quotient (IQ) — коэффициент интеллекта, то есть умственной одарённости. Этот показатель привязан к возрасту ребёнка. Французский психолог Альфред Бине в начале XX в. предложил измерять размер интеллекта тестами — заданиями на смекалку, сообразительность. Он решил различать хронологический возраст ребенка, средние показатели умственного развития для этого возраста и реальное соотношение первого и второго у каждого испытуемого. В результате мы можем установить, соответствует ли умственный возраст ребенка норме, опережает её или отстаёт. Льюис Термен из Стенфордского университета (США) усовершенствовал эту методику (1917 г.) до репрезентативного уровня (чтобы, по возможности, отделить изучение умственных способностей от запаса знаний, языка и т.п. культурных особенностей разных стран, народов и социальных слоев населения). Введя понятие IQ, Термен предложил для его вычисления делить умственный возраст на хронологический. Так, если ребенок 6 лет от роду имеет «умственный возраст» как у нормальных 8-леток, то его IQ будет: 8: 6 = 1, 33 х 100 (чтобы избавиться от десятичной дроби), т.е. 133 (очень высокий показатель по данной шкале).

    Термен и его последователи в организации тестирования вывели «нормальную кривую» рангового порядка детей в каждом конкретном возрасте. По этой схеме видно, как одинаково распределяются умственные способности в любой крупной популяции людей (независимо от времени, места их проживания; особенностей расы, этноса, культуры):

 

__________________________________________________________

 

        

    Учёные, психологи, биологи и педагоги разных стран продолжают спорить, насколько IQ обусловлен генетикой, насколько — факторами среды (семья, образование, работа и т.п.). Артур Дженсен полагал (1969), что соотношение здесь примерно 80 на 20 в пользу наследственности. Пожалуй, он недалёк от истины. Тем не менее, разница размеров интеллекта является не более чем диагнозом психолога, измерившим ваши способности к мышлению, но никак не приговором к той или иной судьбе, карьере. Высокий интеллект помогает добиться высоких показателей в жизни, но совсем не гарантирует успеха. Как видно на кривой Термена, у большинства (84 %) людей средний интеллект — от 80 до 120. Наиболее полно показатель IQ коррелирует со школьной успеваемостью. Однако зависит ещё от многих других качеств личности — воли, темперамента, доброты и злости, внешности, наконец, удачи. К тому же, важен не только общий размер интеллекта, но и его сочетание с остальными способностями личности, её направленностью.

Кроме того, для разных видов деятельности требуется разный интеллект — математический или художественный, научный или практический, т.д., т.п.

Чтобы уточнить понятие интеллекта, были выделены такие его типы, которые получили названия социального, культурного, эмоционального. Эти определения похожи, потому что стремятся ранжировать людей не по их абсолютным достижениям в некоем профессиональном творчестве (типа математики или инженерии), а по тому, как они уживаются друг с другом, насколько успешно устраивают свою личную жизнь. Можно ведь быть почётным профессором истории или математики, но и несчастным в семейной жизни. Общее определение ума как способности решать задачи тут сохраняется, только спектр этих задач расширяется.

    Психологи из штата Пенсильвания попытались определить уровень интеллекта президентов США, начиная с 1945 г. (в расчёт брались такие показатели, как школьная успеваемость, ясность речи, сообразительность). Умственные способности Ф. Рузвельта удостоились 147 баллов, Р. Рейгана лишь 105, Д. Картера 175, Дж. Кеннеди 147, У. Клинтон больше всех — 182, Дж. Буш-младший всего лишь 91 (худший показатель в этой выборке); его отец Дж. Буш-старший тоже остановился на 99 баллах. 

    Уровни организации интеллекта:

    · рассудок представляет собой низшую, зато базовую, фундаментальную подсистему мышления, которая отвечает за логическое сочетание уже готовых выводов человеческого опыта; отсеивает парадоксальные, а значит рискованные варианты поведения;

    · разум позволяет осуществлять творчество новых смыслов и ценностей культуры; отвечает за понимание масштабных и глубинных проблем познания и практики.

    Согласно афоризму Гегеля, «разум без рассудка ничто, а рассудок и без разума нечто».

    Виды познания различаются в зависимости от того, какое из главных направлений общественно-исторической практики, какую сферу культуры оно, познание обслуживает, опосредует, направляет.

    Обыденно-практическое познание связано с лично-семейным са-мообслуживанием индивидов; представляет собой интеллектуальную сторону неспециализированного труда. Его познавательным инструментом служит рассудок, а результатом — так называемый здравый смысл, житейский опыт людей, которые обеспечивают им выживание в любых условиях бытия.

    Профессионально-практическое познание вплетено в сложные, информационно ёмкие направления человеческой деятельности (вроде предпринимательской, инженерной, педагогической, военной, врачебной, политической и т.п.); оно не может довольствоваться выводами здравого смысла, а требует гораздо более сложных — профессиональных рецептов и технологий, своеобразного практического разума для решения сравнительно масштабных и нестандартных задач практики; осуществления общественного прогресса.

    Художественное познание осуществляется благодаря искусству, фантазии представителей его различных жанров; оно мыслит эстетическими образами, метафорами, развивая фабулу, чередуя ритмы произведений словесного, музыкального, драматического и т.п. разновидностей творчества красоты, гармонии, идеалов; самореализации личности в этом творчестве.

    Научно-теоретическое познание осуществляется с целью получения истинного знания о мире, принципах устройства и законах его развития; оно накапливает строго зафиксированные и проверенные факты о типичных явлений природы и общества; пользуется точными понятиями и теориями.

    Духовно-практическое или же вненаучное познание сопровождает такие формы культуры, как мифология, религия, магия, мистика; с их помощью человеческий дух воюет с хаосом бытия; стремится компенсировать ничтожность индивидуального существования личности апелляцией к сверхъестественным силам, вести диалог с высшими ценностями культуры; «методы» решения этого рода задач — медитация, молитва, ритуальный обряд.

    Интеллектуальный опыт любого социума, тем более человечества в целом складывается благодаря всем перечисленным — стратегическим направлениям познания.

    Интуиция и её роль в познании.

    С помощью такой духовной силы, как интуиция, в процессе познания синтезируются все вышеперечисленные его аспекты. Так называется (от лат. intueri — пристально глядеть, всматриваться) способностьнепосредственного получения нового знания; получать истину напрямую, минуя на какое-то время логические доказательства и сенсорный опыт. В момент интуиции познание как бы перескакивает через целый ряд этапов, в обычных условиях для себя необходимых; мысль “свертывается”, уплотняется до готового вывода, окончательного решения по какой-то проблеме. Результат познания с помощью интуиции открывается досрочно.

    Отличия интуитивных моментов процесса познания:

    · внезапность (интуиция посещает всегда неожиданно, чаще всего в неподходящей обстановке, после или во время отдыха, на досуге от работы или при выполнении ее второстепенных операций);

    · бессознательность принятия интуитивного решения (механизм интуиции лежит за пределами сознания, в глубинах человеческой психики; его невозможно восстановить в деталях, вызвать по заказу сознательной воли);

    · непосредственность результата, который получается помимо обычных приемов логики и наблюдения.

    Типы интуиции:

    · предчувствие чего-то плохого (опасности) или хорошего (удачи), без уточнения, чего именно; ср. рассказ А. Кристи “Красный сигнал”;

    · догадка касается главным образом временно скрытых от нас фактов прошлого или будущего, приносит подходящее решение какого-то частного вопроса;

    · прозрение дает нам некое принципиально важное для науки или жизни знание.

    Виды интуиции различаются по ее содержанию: бытовая (“Ага!”), техническая («Эврика!» «Есть идея!»), врачебная («Диагноз ясен»), художественная (вдохновение), научная (открытие нового знания), и т.д., и т.п.

    Этапы интуитивного постижения истины:

    · предварительная профессиональная подготовка, накопленный жизненный опыт;

    · личные способности человека, тонкость его психического склада (более интуитивны по складу души женщины);

    · напряженный труд, длительные усилия, страстное увлечение человека каким-то делом; сильное и длительное напряжение ума при решении некой проблемы;

    · случайная подсказка (аналогия, благоприятный фон) правильного решения;

    · интуитивное озарение (наитие, инсайт, т.е. «вспышка») — неожиданный приход идеи, решения, выхода;

    · осмысление интуитивного знания, его проверка обычными методами логики и наблюдения.

    Недостатки интуитивного познания:

    · оно может подвести, не прийти вовремя;

    · страстная, напряженная подготовка к интуиции вредит здоровью;

    · может вести к недооценке обычных методов познания, его черновой работы (как своего рода интеллектуальный допинг, даже наркотик).

    Достоинства интуиции:

    · дешёвый (для государства, предприятия, организации) метод, позволяющий экономить силы и средства, которые требуются для обычных исследований;

    · выручает в динамичных, безвыходных ситуациях, когда нет времени долго думать, применять традиционные способы изучения проблемы;

    · даёт существенно новый для познания результат, который сам по себе часто недостижим при обычных способах исследования; практически любая сколько-нибудь стоящая гипотеза, идея, предложение рождаются интуитивно, спонтанно, неожиданно для субъекта познания и окружающих.

    Интуиция — это не божественный дар, а «обыкновенное чудо» (Е.Л. Шварц) человеческой психики и культуры. Талант интуитивного познания надо ценить и культивировать, поощрять. Хотя не забывать о подстраховке капризной интуиции традиционными способами познания.

Приложение

М.А. Холодная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: