Организация как система управления

Тема 2.

Эволюция менеджмента

1. Подходы к управлению с позиции выделения школ управления.

2. Современные подходы в менеджменте.

3. Развитие менеджмента в России.

 

К концу XIX – началу XX в. появились работы, в которых впер­вые были сделаны попытки обобщения накопленного опыта и фор­мирования основ науки менеджмента.

Так, во второй половине XX в. получили развитие четыре научные управленческие школы: школа научного управления, классическая (или административная), человеческих отношений и поведенческих наук, а также школа науки управления (или количественных методов).

Школа научного управления сформировалась в 1885-1920 гг. на базе работ американских менеджеров Фредерика Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет, Генри Гантта, Генри Форда, Гаррингтона Эмерсона и др. Представители этой школы посвятили свои исследования управлению производством, ими были созданы научные основы управления производством и трудом.

Административная (классическая) школа сформировалась в период 1920-1950 гг. Ее представители Анри Файоль, Линдон Ф. Урвик, Джеймс Муни, Макс Вебер и др. выработали подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создали основы организации управленческого труда. Административная школа сформировала процессный подход к управлению, выделив функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация) и систематизированную теорию управления организацией (путем деления организации на подразделения - производство, финансы, маркетинг), а также определила универсальные принципы управления организацией.

Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ:школы человеческих отношений и школы поведенческих наук. Школа человеческих отношений создана в1930-1960 гг. Мери Паркер Фоллетт, Элтоном Мэйо, Гуго Мюнстербергом и др., рассматривала коллектив как социальную группу, изучала поведение людей в организации и разработала теорию человеческих отношений.

Продолжением школы человеческих отношений является, возникшая в 1950г. (актуальная и по настоящее время) школа поведенческих наук. К представителям этой школы относят американских ученых Абрахама А. Маслоу, Дугласа МакГрегора, Девида МакКлелланда, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Фредерика Герцберга, Виктора Врума и др. В основу данной школой были положены интересы, потребности и ожидания индивида, групповые нормы и ценности. Учеными были исследованы аспекты социального взаимодействия работников и руководителя, мотивации, власти авторитета коммуникаций.

Школа науки управления, созданная в 1950 г. (и действующая по настоящее время) Питером Друкером, Василием Леонтьевым и др., разработала количественную теорию принятия решений, экономико-математические методы и модели производственных процессов.

В дальнейшем в теории управления за рубежом происходит постепенный поиск новых форм и методов рационализации управления. Так, в 1970-х гг. появился системный подход к управлению, рассматривающий организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем, каждая из которых, взаимодействуя с другими, привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Данный подход обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого.

В 60-80-е гг. велись интенсивные поиски взаимосвязей между типами среды и различными формами управления. Эти поиски привели к ситуационному подходу к управлению. Ситуационный подход заключается в том, что на организацию влияет множество факторов внешней и внутренней среды, поэтому для каждой конкретной ситуации присущи свои методы управления.

Российская теория и практика управления возникла не сразу.

Начиная с XVII в. вопросам управления в России уделялось достаточно много внимания. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А. Л. Ордин-Нащокин, А. П. Волынский, который являлся кабинет-министром с 1738 г. по 1740 г., В. Н. Татищев, главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г. и выдающийся русский ученый М. В. Ломоносов. Достаточно весомы и заслуги в реформировании системы управления России П. А. Столыпина (совершенствование местного самоуправления).

Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством. Так, в первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А. А. Богданов (основы теория организации), А. К. Гастев (совершенствования теории и практики организации труда), О. А. Ерманский (создание теории социалистической рационализации), П. М. Керженцев (научная организация труда).

В 1930-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 1950-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу посредством Советов народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.

К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А. И. Берга и В. М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством предшествовала проведению хозяйственной реформы.

Период времени начиная с 1965 г. по настоящее время характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством:

— реформа системы управления экономикой 1965 г.;

— реформа системы управления 1979 г.;

— ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе управления в стране был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней» (подготовленная академиком С. Шаталиным), основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

В настоящее время происходит становление российской школы менеджмента учитывающей всю специфику и принципы формирования.

 

Тема 3.

Организация как система управления

1. Организации: сущность, виды, общие характеристики.

2. Внутренняя среда организации.

3. Внешняя среда организации и ее основные характеристики.

4. Критерии успеха организации.

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (группы целей).

Существуют формальные организации (закрепленные юридически) и неформальные (возникающие спонтанно, случайно); простые организации (имеющие только одну цель) и сложные (имеющие набор взаимосвязанных целей).

Все сложные организации характеризуются: наличием ресурсов (людей, капитала, материалов, технологии и информации), зависимостью от внешней среды, горизонтальным (образование подразделений) и вертикальным разделением труда (образование уровней управления). Наиболее важной деятельностью для любой организации является управление.

Любая организация находится и функционирует в рыночной среде. Совокупность факторов или ситуационных переменных, влияющих на организацию, в менеджменте называют организационной средой. Она состоит из внутренней и внешней среды.

Внутренняя среда — это совокупность внутренних ситуационных факторов внутри организации. Они тесно взаимосвязаны и в большинстве случаев контролируются и регулируются. Основные факторы внутренней среды организации: цели, структура, задачи, технология, люди, организационная культура.

Цели - это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация. Структура организации - это логическая взаимосвязь уровней управления и функциональных областей, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Задача – это предписанная работа, серия работ или ее часть, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки. Технология - это средство преобразования исходных ресурсов в конечные продукты или услуги. Люди (персонал или кадры) - это основные составляющие элементы организации: руководители и подчиненные. Отдельные личности обладают индивидуальными способностями, предрасположенностью и одаренностью, потребностями, ожиданиями, восприятием, отношением, ценностями. Организационная культура – система ценностей, норм и правил, разделяемых всеми сотрудниками организации.

Внешняя среда организации представляет собой совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность. Внешняя среда организации имеет следующие характеристики:1) взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие; 2) сложность внешней среды – это число факторов, воздействующих на организацию; 3) подвижность, или динамичность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации; 4) неопределенность среды - количество достоверной информации о внешней среде, которой располагает организация.

Внешняя среда организации состоит из относительно самостоятельных подсистем: микро- и макросреды (рисунок).

Микросреда - это среда, включающая в себя те факторы и субъекты рынка, с которыми организация имеет непосредственные отношения или которые оказывают (или могут оказывать) прямое на нее воздействие. К ним относятся потребители, посредники, поставщики, конкуренты и так называемые «контактные аудитории». Потребители - это организации и (или) частные лица, которые используют продукцию или услуги рассматриваемой организации. Посредники - это организации и (или) частные лица, которые способствуют доведению продукции до потребителей, обеспечивая им более удобное место, время и процедуры приобретения товара. Поставщики - это организации и (или) частные лица, которые поставляют необходимые ресурсы рассматриваемой организации. Конкуренты - это производители аналогичной и сопряженной (взаимозаменяемой) продукции, а также все организации, использующие (возможно по другому назначению) те же трудовые, материальные, финансовые и другие ресурсы. «Контактные аудитории» - это различные организации или группы, которые проявляют какой-либо интерес к данному предприятию и способные оказывать на него влияние (местная администрация, налоговые органы, банки, страховые, консалтинговые организации, средства массовой информации и т.п.).

Макросреда представляет собой совокупность политических, экономических, правовых, технологических, социально-культурных и природно-географических факторов, которые воздействуют не только на конкретную организацию, но и на всю ее микросреду.

Экономические факторы - это тенденция развития общественного производства, величина валового национального продукта, покупательная способность населения, инфляционные процессы (темп инфляции), процентная ставка, уровень занятости (уровень безработицы), производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п.

Политические факторы — стабильность политической обстановки, намерениях органов государственной власти в отношении развития бизнеса, направления государственного регулирования и т.д.

Правовые факторы - это законодательная система, устанавливающая правовые нормы и рамки отношений, дающая организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами, права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

Научно-технические и технологические факторы - это научно-технические и технологические нововведения, которые дают возможность организациям открывать производство новой продукции, усовершенствовать производимую продукцию и модернизировать технологии изготовления и сбыта продукции.

  Социокультурные факторы – это отношение людей к работе и качеству жизни, уровень образования и культуры населения, мобильность людей, демографическая структура общества, господствующая в обществе система разделяемых всеми ценностей, обычаев, традиций, норм поведения и т.д.

Природно-географические факторы - это природно-климатические условия, состояние окружающей среды, наличие и доступность сырья и энергии, дорог и других путей сообщения и т.д.

Международные факторы - это все ранее указанные факторы в тех зарубежных странах, в которых осуществляет свою деятельность организация; а также крупнейшие международные события, оказывающие влияние на ее макросреду.

Макросреда создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев она не имеет специфического характера, применительно к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макросреды на различные организации различна.

Современная организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели. Кроме того, составляющими успеха организации являются выживание, результативность, эффективность, высокая производительность, а также практическая реализация принципов и методов эффективного управления. Выживание - это возможность существовать как можно дольше при любых обстоятельствах. Результативность - способность организации достигать своих целей, эффективность - способность достигать результатов при минимальных затратах. Производительность - отношение количества выпускаемых продуктов к количеству потребляемых ресурсов. Эффективным управлением считается такое, которое реализуется практически, превращается в действие, результативно и эффективно.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: