Понятие государственного регулирования внешней торговли

Под государственным регулированием внешней торговли обычно понимается деятельность государства, направленная на развитие   и регулирование торговых отношений с другими странами.

Внешнеторговая политика государства и его органов предполагает их  целенаправленные действия при определении режима регулирова­нии внешнеторговых связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Она призвана решать важные задачи  по географической сбалансированности внешнеторговых операций   отдельными государствами и регионами в целях обеспечения эконо­мической безопасности страны. В частности, в России многое зависит  и правильного и оптимального распределения полномочий в области формирования и реализации внешнеторговой политики между центральными и местными властями при безусловном единстве и целостности этой политики.

Государство создает необходимую правовую базу, которая в част­ности, включает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности гарантирование соблюдения контрактов. Правительство также   устанавливает «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей.

Важнейшим инструментом достижения этой цели должно стать развитие  и совершенствование механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности как одной из форм внешнеэкономической деятельности в направлении оптимального сочетания  открытости российской экономики с требованиями экономической безопасности государства.

Государственное регулирование внешней торговли может быть:

односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партне­рами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на анало­гичные шаги других стран и приводят к возникновению полити­ческого противостояния между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);

двусторонним, когда меры торговой политики согласовыва­ются между двумя странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вво­диться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов друг друга, страны могут согласовывать технические требования к марки­ровке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертифика­тов качества и пр.;

многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосто­ронней политики включают ГАТТ/ВТО, соглашения в сфере торговли стран — членов Европейского союза (ЕС).

В условиях отказа от государственной монополии внешней тор­говли повышается роль экономических и административных форм регулирования внешнеэкономических операций. Цели регулирова­ния определяются задачами экономической политики, которые могут способствовать увеличению доходной части федерального бюджета, проведению структурной политики для стимулирования развития отдельных отраслей и защите их от иностранной конкуренции. Система регулирования связана с задачами внешнеэкономической политики, развитием отношений с отдельными странами, стремле­нием получить от этих стран взаимные льготы при осуществлении внешнеэкономических операций.

Кроме того, государственное регулирование внешней торговли способствует налаживанию тесного взаимодействия государственных органов с национальным бизнесом, в первую очередь с участниками внешнеэкономической деятельности. В этой связи особое внимание уделяется поиску решений, обеспечивающих оптимальный баланс интересов как государства, так и производителей и потребителей продукции, экспортеров и импортеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: