Кредитно-денежные и фискальные меры тесно взаимосвязаны. Реализация мер в одной области может оказать влияние на другую и исказить последствия, осуществляемых мероприятий.
Предположим, что правительство увеличивает налоги для того, чтобы сбалансировать бюджет. Воздействие роста налогов на экономику зависит от того, какие меры примет Центральный банк в ответ на это решение. Возможны три варианта кредитно-денежной политики:
а) Центральный банк поддерживает предложение денег на постоянном уровне.
Рост налогов смещает кривую IS влево, что сокращает доход и ставку процента.
Рис. 5.17 - Реакция экономики на рост налогов при фиксированном
предложении денег
б) Центральный банк поддерживает ставку процента на исходном уровне.
В этом случае, так как рост налогов сдвигает кривую IS влево (процентная ставка снижается), Центральный банк должен уменьшить предложение денег, чтобы удержать ставку процента на исходном уровне. Кривая LM сместится вверх. Ставка процента не снизится, но доход сократится на большую величину, чем в случае, когда Центральный банк удерживает предложение денег на постоянном уровне.
Рис. 5.18 - Реакция экономики на рост налогов при фиксированной ставке
процента
в) Центральный банк увеличивает предложение денег, чтобы предотвратить снижение дохода вследствие роста налогов. Кривая LM сдвигается вправо. В этом случае доход не изменится, но значительно снизится ставка процента. В целом при анализе одного вида политики необходимо делать предположение об ее воздействии на другой вид.
Рис. 5.19 - Реакция экономики на рост налогов при поддержании
национального дохода на постоянном уровне