Зачастую для достижения требуемой степени координации деятельности подразделений экономической системы оказывается недостаточно ни прямого контроля, ни всех трех форм стандартизации — рабочих процессов, выпуска и квалификации. Тогда для достижения надлежащей работы подразделений система должна обратиться к взаимному (нештатному) согласованию. Для этого существует ряд нештатных должностных позиций и групп, которые должны поддерживать взаимодействия сотрудников, подразделений и производных от них образований. К их числу следует отнести связующие должностные позиции, специальные группы, постоянные комитеты, менеджеров-интеграторов и матричные структуры. Коротко остановимся на каждой из перечисленных позиций.
Когда координация деятельности двух единиц требует большого числа контактов, в организации может быть введена должность «связника», с тем чтобы коммуникации между этими организационными единицами осуществлялись непосредственно, минуя вертикальные каналы. Данная должность не дает никакой формальной власти, но поскольку занимающий ее сотрудник обслуживает «перекресток» коммуникативных каналов, он приобретает большое влияние. Это влияние является неофициальным и основывается на знаниях, а не на статусе.
|
|
Когда членам разных организационных единиц для обсуждения рабочих проблем необходимо регулярно вступать во всесторонние контакты и для этого официально определяются участники совещаний и, возможно, составляется регулярный график проведения, то такие совещания могут рассматриваться как часть официальной организационной структуры хозяйствующего субъекта. Различают два вида инструментов совещательных взаимодействий: специальную группу и постоянный комитет. Специальная группа создается для решения конкретной задачи, после выполнения которой она подлежит расформированию. Постоянный комитет работает регулярно. На его заседаниях обсуждаются проблемы, представляющие общий интерес.
Когда организация нуждается в более тщательной координации, чем рассмотренные выше, она может ввести должность менеджера-интегратора и наделить его официальными властными полномочиями. Над старой структурой ставится новый сотрудник (иногда с собственной организационной единицей), которому делегируются полномочия, которыми ранее были наделены разные структурные подразделения. Однако эти полномочия никогда (по определению) не простираются до официальной власти над сотрудниками этих подразделений. Чтобы контролировать их поведение, менеджер-интегратор больше должен пользоваться дипломатическими методами и умением убеждать, чем своим правом влиять на решения. Менеджер-интегратор не может быть эффективным без сильного чувства сопричастности с проблемами хозяйствующего субъекта.
|
|
Ни один отдельно взятый принцип группирования не охватывает всех зависимостей организации. Иногда для сохранения баланса экономической системе приходится использовать два (или даже три) принципа, что ведет к формированию так называемых матричных структур. При использовании матричной структуры приходится жертвовать принципом единоначалия. Разные линейные менеджеры равны по статусу и несут одинаковую ответственность за одни и те же решения. Поэтому они вынуждены согласовывать между собой возникающие неувязки, что выражается в неустойчивом балансе власти.
Выделяют два вида матричной структуры: постоянную, в которой оставшиеся зависимости более или менее стабильны, что, как следствие, обеспечивает устойчивость организационных единиц, и переменную — когда взаимозависимости, а следовательно, и организационные единицы претерпевают частые изменения. Примером перманентной матричной структуры могут служить международные подразделения современных транснациональных корпораций, которые создают условия для тесных взаимодействий регионального менеджера с менеджером, осуществляющим общее руководство конкретной товарной линией. Им обоим подчиняются региональные менеджеры по продукту, которым, в свою очередь, подчинены функциональные менеджеры. Переменная матричная структура обычно используется в проектной деятельности. Руководитель проекта и руководитель функционального отдела обладают одинаковой властью над членами проектной команды.
Хотя матричная структура представляет собой наиболее эффективный инструмент для развития новых направлений деятельности и координации сложных множественных зависимостей, она совершенно не отвечает условиям надежности и стабильности. Отсутствие принципа единоначалия вносит сумбур, обусловливает несовместимость и конфликты, а следовательно, требует от членов команды хороших навыков межличностного взаимодействия и способности работать в неопределенности.
Если говорить о составных частях организационной структуры, то нештатное взаимодействие наиболее характерно для менеджеров административной иерархии и аппаратных специалистов. Экономические системы, в которых аппаратные группы тесно сотрудничаю! с организационными единицами административной иерархии, настолько интенсивно используют инструменты нештатного взаимодействия, что различия между линейными и штабными полномочиями стираются, а три блока системы — административные, технократические и вспомогательные подразделения — образуют одну бесструктурную массу отношений взаимного согласования.
Операционному ядру и стратегическому апексу инструменты нештатного взаимодействия также не чужды. Однако, если для операционного ядра больше характерны специальные группы и матричные структуры, то для стратегического апекса более уместны постоянные комитеты и связующие должностные позиции — помощники, советники, которые обеспечивают контакт стратегической вершины с другими частями организации.
Что касается отношений между инструментами нештатного взаимодействия и системами планирования и контроля, то по крайней- мере в некоторой степени, использование этих двух параметров организационного дизайна взаимно исключает друг друга. Организация, не способная сдерживать зависимости задач путем проектирования отдельных должностных позиций и организационной структуры в целом, воспользуется либо стандартизацией выпуска, либо инструментами нештатного согласования.
|
|
Проектирование организационной структуры хозяйствующего субъекта помимо выделения должностных позиций и формирования из них структурных подразделений включает документирование должностных прав и обязанностей, а также полномочий и предназначений структурных подразделений в нормативных документах. Процесс и результат такого документирования называют формализацией поведения. Данный параметр организационного дизайна отображает способ, посредством которого система пытается ограничить свободу действий своих сотрудников и стандартизировать их поведение при выполнении работы. Поведение может быть формализовано тремя основными способами:
1) по должности, когда специфицируется непосредственно процесс труда, как, например, в должностной инструкции;
2) по рабочему потоку, когда специфицируется содержание труда — что надо сделать, как, например, в заказе на печатные работы;
3) по правилам, когда разрабатываются и фиксируются в так называемых руководствах общие спецификации, регламентирующие буквально все — от формы одежды до порядка использования бланков.
Независимо от способа формализации каждый из них регулирует поведение работника. То, как надлежит выполнить рабочее задание, определяет не сам сотрудник, а специалист, разработавший спецификацию. Как правило, это аналитик из технократического подразделения.
Основная причина формализации поведения сотрудников — необходимость координации их действий. Нередко власти прибегают к формализации в целях наведения порядка. Не секрет, что формальные структуры наиболее упорядочены и прозрачны: каждый работник на своем месте, все процессы расписаны, все ситуации просчитаны. Известно, что стандартизация содержания труда — очень жесткий координационный механизм. Следовательно, соответствующий ему проектный параметр — формализация поведения — используется тогда, когда рабочие задачи требуют четкой, тщательной продуманной координации.
|
|
В публичных организациях (гостиницах, ресторанах, правительственных структурах) формализация поведения должна обеспечить непредвзятое отношение к клиентам. Так, метрдотель или официант должен одинаково обращаться со всеми посетителями заведения. Особенно чувствительны к обвинениям в фаворитизме правительственные организации. Поэтому они разрабатывают множество правил и четкие регламенты. Одни правила защищают интересы клиентов, другие — сотрудников правительственной структуры.
Экономические системы, которые для достижения координации полагаются преимущественно на формализацию поведения, называют бюрократиями. В научный оборот это понятие ввел Макс Вебер для описания особого типа организационной структуры. В конечном счете бюрократия, по Веберу, основывается на следующих трех принципах:
1) фиксировании сфер должностных полномочий;
2) должностной иерархии и ранговой власти;
3) тотального документирования управленческих решений и распоряжений.
В соответствии с первым принципом должностные полномочия обычно регламентируются правилами, т.е. законами или административными установлениями. В административных установлениях прописывается, как регулируется деятельность, диктуемая целями управляемой структуры, как она рассредоточивается по служебным обязанностям различных должностных позиций, как распределяются властные полномочия и какими мерами принуждения, наказания, материального и морального поощрения они поддерживаются.
В соответствии со вторым принципом — должностной иерархии и ранговой власти — в организационной структуре бюрократического типа существует строго регламентированная система верховенства и подчинения, в которой вышестоящие должности осуществляют контроль нижестоящих. Каждый сотрудник напрямую подчинен только одному вышестоящему руководителю, и все вопросы коммуникаций, поощрения и наказания сотрудника решаются только через него.
Принцип тотального документирования означает, что все управление в бюрократической организации реализуется посредством письменных документов, зарегистрированных в определенном порядке и хранимых в виде оригиналов или копий в установленном месте.
Для работы в бюрократической организации предполагаются определенная профессиональная квалификация работника и его всесторонняя специальная подготовка непосредственно на рабочем месте. Подготовка включает получение необходимых познаний в вопросах правового, административного, коммерческого и других регламентов.
Бюрократия, как и ее противоположность — органическое построение, различным частям экономической системы присуща в разной степени. Наиболее характерна бюрократия для операционного ядра. В нем, как правило, обнаруживаются самые стабильные условия производства и самые повторяемые задачи, что само по себе порождает стандартизацию и формализацию.
На высших уровнях иерархии управления деятельность менее однообразна и, следовательно, менее формализован™. Деятельность стратегического апекса, которому приходится иметь дело с самыми изменчивыми явлениями, поддается программированию в наименьшей степени. Поэтому ближе к вершине, как правило, можно обнаружить органическую структуру, в которой координация базируется на взаимном согласовании или прямом контроле. В технократических и вспомогательных подразделениях организации также одновременно могут существовать как бюрократические, так и органические фрагменты.
Параметры планирования и контроля
Для придания устойчивости организационной структуре и обеспечения бесперебойного функционирования экономической системы служит система планирования и контроля, цель которой — стандартизировать выпуск. Ее внутреннее содержание определяют два ключевых понятия, которые отражают два параметра организационного дизайна: план и контроль.
Цель плана — точная спецификация выпуска, т.е. стандарта, который желательно получить на выходе, а цель контроля — оценка соответствия полученного результата установленному стандарту. Эти понятия очень тесно увязаны: не может быть контроля без предварительного планирования, а планы в отсутствие последующего контроля просто утрачивают смысл. Таким образом, план и контроль регулируют выпуск и косвенным образом — поведение.
Различают два принципиально разных типа систем планирования и контроля:
• системы контроля результатов, которые нацелены преимущественно на мониторинг итоговых результатов;
• системы планирования действий, которые акцентируют внимание на регулировании конкретных шагов и действий.
Система контроля результатов представляет собой средство стандартизации выпуска, а система планирования действий — средство формализации поведения.
Цель контроля результатов — регулирование общих показателей деятельности организационной единицы. Такие системы используются преимущественно там, где подразделения группируются по рыночному принципу. Система контроля результатов способствует ослаблению прямого надзора за деятельностью рыночной единицы и обеспечивает свободу, необходимую для поиска собственных решений и действий. В силу этого крупные организации формируют свои рыночные подразделения (дивизионы) как отдельные центры прибыли или инвестиций, возлагая на них ответственность за финансовые результаты.
Система контроля результатов может иметь два аспекта: измерительный и мотивационный. В первом случае она используется только для того, чтобы своевременно сигнализировать об ухудшении/улучшении показателей деятельности организационной единицы, для последующей выработки корректирующих воздействий, а во втором применяется, чтобы побудить подразделения к достижению более высоких результатов путем интенсификации усилий и мобилизации резервов.
В системах управления по целям, которые, по существу, являются подмножеством систем контроля результатов, предполагается участие менеджеров подразделений в разработке стандартов, благодаря чему менеджеры проникаются целями экономической системы, и их стремление к решению задач усиливается. Однако мотивационный аспект сопряжен с различными проблемами.
Во-первых, менеджер организационной единицы получает сильный стимул к занижению нормативов и искажению отчетной информации, направляемой по контуру обратной связи. Во-вторых, непосредственная связь между стандартами результативности и конкретными решениями отсутствует. В такой ситуации можно только уповать на то, что менеджер учитывает стандарты при принятии решений. В-третьих, может оказаться, что стандарты окажутся невыполнимыми по не зависящим от менеджера причинам, и тогда, если не приостановить систему контроля результатов, менеджер будет невинно наказан.
В функциональных структурах производственная деятельность выполняется последовательно или в процессе взаимообмена. Это означает, что поставить конкретные цели перед той или иной организационной единицей чрезвычайно трудно. Поэтому системы контроля результатов не в состоянии справиться с взаимозависимостями функциональных единиц, и экономическая система вынуждена использовать другие средства.
Действующий через иерархию полномочий прямой контроль и стандартизация рабочих процессов (посредством формализации поведения) являются ключевыми механизмами координации труда в функциональных структурах. Такой выбор обусловлен высокой жесткостью, присущей этим координационным механизмам. Но порой и они не в состоянии охватить все зависимости. Тогда организация вынуждена обращаться к системам планирования и контроля, направленным на стандартизацию выпуска, в частности к планированию действий.
В отношении планирования действий следует сделать два замечания. Во-первых, в отличие от контроля результатов при планировании действий не всегда признается автономия организационной единицы и оно не всегда отражается на принципах группирования. Во-вторых, планирование действий перестает быть чистой формой стандартизации выпуска. Скорее, это нечто среднее между стандартизацией выпуска и стандартизацией рабочих процессов.
Учитывая выше сказанное, нетрудно упорядочить арсенал средств, имеющийся в распоряжении организационного дизайнера, по степени ужесточения:
• контроль результатов устанавливает общие стандарты результатов на некоторый период времени без привязки к конкретным действиям;
• планирование действий устанавливает конкретные решения, которые должны быть приняты и выполнены в определенные моменты времени;
• формализация поведения устанавливает средства, с помощью которых должны быть выполнены решения и осуществлены намеченные действия.
В итоге планирование действий оборачивается формализацией поведения, выражающейся в спецификации рабочего потока. К планированию действий прибегают в том случае, если речь идет о необычных (не рутинных) шагах, связанных с изменениями или перестройкой. Для регулирования рутинных повторяющихся шагов достаточно формализации поведения.
На всех уровнях иерархии экономической системы находятся разные формы планирования действий и контроля результатов (рис. 5.1.6). Так, на верхних уровнях административной иерархии предполагается бюджетирование и производственное планирование и в соответствии с этим контроль исполнения бюджетов и выполнения плановых заданий. На нижних уровнях административной иерархии предполагается ресурсное и календарное планирование и составление рабочих заданий, что, в свою очередь, требует контроля в разрезе ресурсов, сроков и исполнителей.
Когда осуществляется контроль результатов, то цели, бюджет и стандарты для организационных единиц и должностных позиций могут вырабатываться на любом уровне — от стратегического апекса до операционного ядра. На апексе определяются общие организационные цели; в верхней части административной вертикали базируется система финансовой отчетности (когда крупные рыночные единицы рассматриваются как центры прибыли или инвестиций); в середине административной вертикали функционируют системы расчета стандартов, имеющие целью контроль над агрегированными процедурами, и системы мотивации линейных менеджеров; ближе к нижнему уровню административной вертикали находятся операционные планы и системы контроля качества продукции/услуг.
В различных частях экономической системы планирование и контроль действуют по-разному. Например, контроль за исполнением чаще всего применяется к организационным единицам, планирование действий используется для отдельных операторов. Однако выше по иерархии наблюдается другая ситуация: будучи не в состоянии контролирован, конкретные действия, руководство вынужденно контролировать общие результаты. Это объясняется еще и тем, что на верхних уровнях организационной иерархии превалирует рыночный принцип группирования. Если же организационные единицы высшего уровня группируются по функциональному признаку, то планирование действий вполне может начинаться прямо на стратегическом апексе.
Рис. 5.1.6. Рассредоточение функций планирования и контроля по элементам организационной структуры
В силу трудностей стандартизации результатов аналитической работы (деятельности, которая обычно осуществляется на проектной или адхократической основе) резонно ожидать, что в технократических подразделениях возможен только ограниченный контроль результатов и, следовательно, такое же планирование. Некоторые вспомогательные подразделения экономической системы, имеющие важные взаимосвязи с другими ее частями (исследовательская лаборатория, отдел обслуживания компьютерной техники, столовая), могут быть объектом планирования в той степени, в которой планируются шаги обслуживаемых ими линейных отделов.
Вопрос 2.