Признаки и условия существования монополии

Одна фирма является поставщиком товара. Кривая спроса на продукт имеет отрицательный наклон. Производимый товар не имеет на рынке близких заме­нителей. Монополист может завышать цену, ограничивая объем выпуска товара. Он в отличие от совершенного конку­рента диктует цену. Сохранению монополии способствуют экономические, юридические и технические барьеры для входа в отрасль. Они предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов, осложняют вступление новых фирм в от­расль.

Различают следующие виды барьеров:

  • Низкие издержки производства вследствие боль­шого масштаба производства.
  • Патенты и лицензии на продукт или технологиче­ский процесс.
  • Научно-исследовательская работа, создающая тех­нические преимущества.
  • Собственность на сырьевые ресурсы не позволяет допускать конкурентов к источникам сырья.

Нечестные методы конкуренции: антиреклама това­ров других фирм, давление на поставщиков сырья и банки в целях лишения конкурентов сырья и кре­дита, ценовой демпинг, переманивание персонала. Различают закрытую (искусственную), естественную (пол­ную), открытую монополии.

 

УСЛОВИЕ МАКСИМАЛИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ФИРМЫ-МОНОПОЛИСТА

Руководствуясь принципами максимизации прибыли, мо­нополист выбирает необходимую комбинацию «цена-коли­чество».

 

При определении цены и объема выпуска продукции при­ходится учитывать, что по мере повышения цены, вследствие отрицательного наклона кривой спроса, товар будут меньше покупать. Если же снижать цену, то продажи будут расти, увеличивая доход вследствие понижения цены. Для монопо­листа важно чтобы потери от снижения цены не превысили прирост выручки от реализации дополнительно выпущенной продукции. Монополист будет производить такой уровень выпущенной продукции QM при котором MR = МС. На уровнях выпус­ка продукции меньше QM, где MR больше МС, фирма может увеличивать свою прибыль путем роста выпуска продукции, так как продажа дополнительной единицы продукции прино­сит больший прирост дохода MR, нежели издержек МС. На уровень выпуска продаж цена больше QM где MR меньше МС, фирма будет уменьшать выпуск продукции, так как про­дажа дополнительной единицы увеличивает издержки в большей степени, чем доход. Поэтому фирма стремится к уровню Производства, при котором MR = МС, что дает максимальную совокупность прибыли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: