Одна фирма является поставщиком товара. Кривая спроса на продукт имеет отрицательный наклон. Производимый товар не имеет на рынке близких заменителей. Монополист может завышать цену, ограничивая объем выпуска товара. Он в отличие от совершенного конкурента диктует цену. Сохранению монополии способствуют экономические, юридические и технические барьеры для входа в отрасль. Они предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов, осложняют вступление новых фирм в отрасль.
Различают следующие виды барьеров:
- Низкие издержки производства вследствие большого масштаба производства.
- Патенты и лицензии на продукт или технологический процесс.
- Научно-исследовательская работа, создающая технические преимущества.
- Собственность на сырьевые ресурсы не позволяет допускать конкурентов к источникам сырья.
Нечестные методы конкуренции: антиреклама товаров других фирм, давление на поставщиков сырья и банки в целях лишения конкурентов сырья и кредита, ценовой демпинг, переманивание персонала. Различают закрытую (искусственную), естественную (полную), открытую монополии.
|
|
УСЛОВИЕ МАКСИМАЛИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ФИРМЫ-МОНОПОЛИСТА
Руководствуясь принципами максимизации прибыли, монополист выбирает необходимую комбинацию «цена-количество».
При определении цены и объема выпуска продукции приходится учитывать, что по мере повышения цены, вследствие отрицательного наклона кривой спроса, товар будут меньше покупать. Если же снижать цену, то продажи будут расти, увеличивая доход вследствие понижения цены. Для монополиста важно чтобы потери от снижения цены не превысили прирост выручки от реализации дополнительно выпущенной продукции. Монополист будет производить такой уровень выпущенной продукции QM при котором MR = МС. На уровнях выпуска продукции меньше QM, где MR больше МС, фирма может увеличивать свою прибыль путем роста выпуска продукции, так как продажа дополнительной единицы продукции приносит больший прирост дохода MR, нежели издержек МС. На уровень выпуска продаж цена больше QM где MR меньше МС, фирма будет уменьшать выпуск продукции, так как продажа дополнительной единицы увеличивает издержки в большей степени, чем доход. Поэтому фирма стремится к уровню Производства, при котором MR = МС, что дает максимальную совокупность прибыли.