Для возникновения монополистической конкуренции необходимы три условия:
1. Большое число фирм, каждая из которых занимает незначительную долю отраслевого рынка. Продавцы могут не опасаться реакции соперников при выборе цен и объемов сбыта.
2. Свободный доступ в отрасль новых фирм.
3. Возможность дифференциации продукта.
Дифференциация продукта - это создание различий в товаре, как действительных, так и мнимых, в целях сделать его предложение уникальным, а свое-положение монопольным, обеспечивая тем самым стабильность сбыта и дохода. Однако монопольная власть достаточно слаба из-за малой доли каждого на рынке. Кривая спроса фирмы вследствие предложения дифференцированного продукта наклонена вниз. Дифференциация продукта вызывает неценовую конкyренцию, т. е. через предложение различий в продукте вместо привлечения покупателей снижением цен. В условиях монополистической конкуренции фирма может максимизировать прибыль в краткосрочном периоде, осуществляя такой объем производства, который обозначен пере сечением кривых предельной выручки и предельных издержек МС = MR.
|
|
В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлекает новых продавцов, копирующих товар и продающих слегка дифференцированные продукты под своими торговыми марками. При входе в отрасль все большего числа продавцов экономическая прибыль исчезнет у всех участников. Цены снизятся до уровня средних долгосрочных издержек Р = LAC. Вход в отрасль прекратится, когда экономическая прибыль достигнет нуля. Фирма, максимизирующая прибыль, будет продавать объем Q1 т. е. стремиться к равенству предельного дохода долгосрочным предельным издержкам MR = LMС. Она установит цену Р1. При снижении спроса цены упадут ниже LAC и часть фирм, неся убытки, поменяет отрасль. Потери приведут к гибели фирм и последующему росту спроса на продукт оставшихся фирм. Выход прекратится, когда прибыль возвратится на нормальный уровень.