Интеллектуально-развлекательный ландшафт Москвы в 2016-2018 гг. (сопровождается составлением и раскруткой ленты анонсов соответствующих мероприятий в соцсетях, хотя, естественно, подразумевает и анализ)
Саморепрезентация культурологических (шире – гуманитарных) образовательных программ в Рунете 2010-х годов (сопровождается ведением и рефлексией рекламной Интернет-кампании ВШЕКа; возможно – упражнениями с сайтом)
Построение образовательной программы в области культурологии (к 2017 г. ВШЕК постарается разработать и открыть два профиля бакалавриата. Нам нужна помощь, а у меня ничего без рефлексии не бывает; помощь тоже:))
Теория в магистерских диссертациях по культурологии в РГГУ в 2009–2017 гг. (вероятно, или диск с каталогом и оглавлением более и менее удачных теоретических глав из магистерских диссертаций станет приложением к этой диссертации, или наоборот)
Выпускники Института и Высшей школы европейских культур (1998 – 2017): трудоустройство и публикационная активность
Понимание, организация и оптимизация «практики» в культурологическом образовании (на примере РГГУ и НИУ ВШЭ)
|
|
и т.д.
Дополнительное образование в сфере «культурологии» и «искусств и гуманитарных наук»: опыт РГГУ в 2012-2018 гг. (сопровождается ведением документации (и, возможно, рекламной активности) по разрабатываемым сейчас во ВШЕК программам дополнительного образования)
Предметные области (а еще не совсем формулировки) тем
про образование в версии 2016 г.
§ Трансляция модели европейского образования в России, удачность, масштабируемость опыта (легкость переноса модели в новые условия)
§ Катастрофа / Трансформация высшего образования. Омассовление и «университет как офис»
§ Технологии развития студенческих компетенций, курсы «прямой трансляции компетенций»
§ Руководство (якобы) самостоятельной работой студентов, диссертационное руководство
§ Чему все-таки следует учить студента (в области гуманитарного знания)?
§ Портрет университетского преподавателя
Андрей Павлов
Дорогие друзья, несмотря на то, что формально быть научным руководителем ваших магистерских диссертаций я не могу (поскольку у меня нет кандидатской степени), тем не менее готов быть им при совпадении наших интересов и взглядов на исследовательскую работу.
С моей стороны, это означает помощь в выборе темы исследования, регулярные консультации и чтение черновиков, а в случае необходимости – и постановку конкретных дедлайнов при написании диссертации. Соответственно, от вас я ожидаю личной заинтересованности в исследовательском проекте, самостоятельной и аргументированной позиции при выборе темы и методологии, а также соблюдения договоренностей по срокам.
|
|
Что касается возможной тематики ваших работ, то в первую очередь со мной будет удобно работать тем, кому покажутся близкими следующие направления[2] (для удобства я разделил их на несколько рубрик, хотя это деление достаточно условно и различные темы могут пересекаться между собой):
Культурные исследования (cultural studies) как комплекс теорий и исследовательских практик.
1. Cultural studies как самостоятельная исследовательская программа (британская и американская традиции культурных исследований): генеалогия, основные принципы, приоритетные темы исследований, проблема междисциплинарности, ее теоретические (само)ограничения и критика.
2. Культурные исследования и марксистская парадигма (переосмысление идей Маркса, Грамши, Альтюссера в работах теоретиков cultural studies).
3. Структуралистские и постструктуралистские теории (идеи Соссюра, Леви-Стросса, Барта, Фуко, Лакана и др.) в программе культурных исследований. Попытка преодоления текстоцентричности структурализма в работах С.Холла и других теоретиков cultural studies «зрелого периода».
4. Специфика cultural studies в исследованиях форм идентичности и идентификационных практик (гендерных, этнических, субкультурных и т.д.)
5. Возможность применения подходов cultural studies в исследованиях советской/постсоветской культуры.
Будут приветствоваться как попытки критического осмысления и релятивизации теоретических положений и методов cultural studies, так и их использование в исследованиях собственных кейсов.
Почему этим стоит заниматься: культурология – дисциплина, отсутствующая на глобальной карте гуманитарного знания (название, закрепившееся за локальной традицией разнородных исследований культуры в России). Однако часть российских культурологов соотносит себя с направлением, известным в международной академической среде под названием cultural studies, которое имеет собственную специфику, свою историю и свои «узкие места». Обо всем этом имеет смысл рефлексировать (в том числе в формате магистерской диссертации), если вы тоже пытаетесь соотнести себя с соответствующей традицией (особенно если вы планируете использовать свой культурологический бэкграунд для дальнейшего обучения в западных университетах).
Главная проблема: доступность источников и литературы (лишь малая часть текстов переведена на русский язык).