Средства товарной информации и их характеристика

Средствами товарной информации служат: маркировка; технические документы; нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама. Для потребителя первостепенное значение имеет маркировка, представляющая собой текст, условные обозначения или рису­нок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара. Маркировка выполняет ряд функций, а именно

§ Информационная функция. Это основная функция маркировки. Наиболь­ший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший — на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах. Несовпадение данных ос­новополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.

§ Идентифицирующая функция. Данная функция маркировки чрезвычайно важна, так как она обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.

§ Эмоциональная и мотивационная функции. Указанные функции маркиров­ки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.

Маркировка может включать в себя три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки. Эти составные элементы различаются соотношением и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.

§ Текст как форма письменной информации — наиболее распространенный элемент маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и идентифицирующая. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50—100%.

§ Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую. Хотя бывают и исключения, например, когда на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию товара. Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.

§ Условные обозначения, или информационные знаки. Их особенностями являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда такая информация бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки.

 

 

Общность и отличие товарной экспертизы от других видов оценочной деятельности. Классификация товарной экспертизы в зависимости от номенклатуры требований к товару.

Товарная экспертиза подразделяется в зависимости от объектов, которые подвергаются экспертному исследованию, на экспертизу продовольственных и непродовольственных товаров. В процессе экспертизы этих объектов определяют:

соотношение товарных качеств действующим государственным стандартам, договорным условиям поставщика и покупателя;

снижение сортности товаров в процессе производства и транспортировки;

соответствие качества товара прейскурантам или договорной цене;

правильность уценки и переоценки товаров;

размеры естественной убыли;

причины брака товаров;

обоснованность списания испорченных товаров из подотчета материально-ответственных лиц на результаты хозяйственной деятельности предприятия и т.п.

Товарная экспертиза также определяет правильность наименования товара, назначение и соответствие маркировке и сопроводительным товарно-транспортным документам.

Объектами товарной экспертизы служат продовольственные и непродовольственные товары, сырье, полуфабрикаты. Источники информации — первичные документы на производство, транспортировку и реализацию продукции народного потребления.

Товарные экспертизы проводятся Торгово-промышленной палатой. К эти работам привлекаются лица, которые имеют специальные знания по товароведению соответствующих групп товаров, материала, сырья.

На решение товарной экспертизы могут быть поставлены такие вопросы:

 

отвечают ли фактическому наименованию товара его сорт, цена, указанные на этикетке и в прейскуранте;

как декодировать товароведческие признаки товара и насколько они отвечают указанным

в прейскуранте характеристикам;

отвечает ли качество товаров государственному стандарту и если нет, то в чем конкретно;

насколько обоснованны мотивы для списания товаров, их уничтожения, для переработки;

какова степень износа потребительских свойств товара, реализованного по сниженным ценам;

отличают ли изменения качества товара новой цене на него;

насколько возможно определить дефект продукции при приемке контролером отдела технического контроля предприятия;

могла ли, например, повыситься влажность сахара, который хранится в подсобном помещении магазина.

 

 

Товароведная экспертиза. Цели, задачи, виды. Основные нормативные документы, составляющие правовую и нормативную базу товароведной экспертизы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: