Правовое гос-тво – это форма орг-ции деят гос-ной и полит-кой вл, при которой создаются условия для наиб полного обеспечения пр и св чел-ка и гр-на.
Прав-е гос – это демокр-кое гос-тво, в кот гос-ная вл огр-ся правом.
Признаки: 1) налич народ-го сувер-та; 2) господство пр, т. е. прав-я организация гос-ной вл, кот предполаг:а) связанность, огр-ть гос-ной вл нормами пр, основ-ми на общ-ной воле; б) прямое действие з-на в качестве основополаг-го юр-го акта, кот м б создан и представ-ми орг-ми, и нас-ем непосред-но;
3) прав-я защита личности от произвола должн-х лиц и т. д.
Основы прав-го гос-ва:
1) полит-кая – осн, кот хар-тся наличием сув-та, корд-щего интересы суб-тов полит-й системы общ-ва и обеспеч-го справ-е прав-е равновесие и своб-е развитие этих интересов;
2) экон-кая – осн, представ-я собой производ-ные отн-я, кот-м присущ многоукладность, наличие различных форм соб-сти (частной, гос-ной, коллек-й..);
3) соц-ная – осн, кот хар-тся созданием саморег-ся гражданского общ для реализации каждым гражд-м гос-тва своих творч-х, труд-х возм-тей, одновр-но обеспеч-я многообразие мнений, личных пр и св лич-ти;
|
|
4) нравственная – осн, кот образуют общечел принципы гуманизма, справ-ти, рав-ва и своб личн.
Принципы прав-го гос-ва:
1) верхов-во закона – принцип, кот распространяется во всех сф общ-ной жизни и явл высшей формой орг-ции и защиты св личн-ти;
2) раздел-е вл-й – принцип, закреп-щий разделение гос-ной вл на законодат-ю, исп-ную и суд-ю ветви вл, каждая из кот отн-но сам-на, взаимно огр-ся с помощью законодат-но закреп-й системы «сдержек и противовесов»;
3) реальность в обеспеч пр и св чел и гр-на – принцип, кот закрепляет обеспеч своб-го развития личн-ти, признание за личностью опр-ной св-ды;
4) взаимная отв-ность гос-ва и личности – принцип, закреп-щий рав-во и справ-сть в отн-ях м/у гос-вом, явл-мся носителем полит-кой вл, и личностью, явл-ся участницей формир-я и осущ-ния полит-кой вл;
5) соотв-вие внутригос-ного законодат-ва общепризн-м нормам и принципам м/нар права.
Гос-правовые основы экон-кой сист общ.
Экономич система — это особым образом упорядоч-я система связей м/у производителями и потреб-ми матер-х и нематер-х благ и услуг.
Главн з-ча гос в сфере экономики - это защита пр и интер предприятий и предприн-й, хар-емая многоаспектностью и сложн-тью. Она предполаг закон-ное закреп-е гарантий пр и интер предприятий и предприн-й. Без опр-я правовых гарантий деят-ти предприятий и предприн-й нельзя гов и об их наруш-ях.
Гос-вом должны гарантироваться: пр свободно заниматься предприн-кой деят-ю и пр приобр-ть необх для этой деят имущ; защита имущ предприн от незаконного изъятия; своб-й выбор сф деят-ти в пределах, устан-ных законодат-вом; право распоряж-ся имущ, производств-й продукцией и прибылью; защита от влияния монополист-кой деят-ти отд-ых предприятий и объед-й предприятий; пр деят-ти отд-х предпр-й и объед-й предпр-й; пр решать вопросы ценообраз-я, форм и СП-в реализации продуктов; сам-но опр-ть структуру и штат работников и т.д.
|
|
Вмешат-во гос в предприн-ую деят-сть предприятий и част лиц допуск только на осн зак-ства и огр-тся, как правило, след вопр-ми, относ-ся к искл-ной компетенции гос-ва; соблюд закон-ти; оборона и безопасность общ; безопасность и здор гр-н; налоговое, ценовое и антимонопольное регул-е; предоставл-е соц-ых гарантий; соблюд-е эколог-х, санитар-х и противопож-х норм.
Экономика — это сов-сть производ-ных отн-ний, СП-б произв-ва конкр-го общ-ва.
Политика — это искусство упр-ния общ-вом, кот-е хар-зует отн-я по поводу вл м/у классами, партиями, нациями; м/у гос-вом, с 1 стор, и нар-м — с др.
Право — это сис общеобяз-х, формально опр-ных юр-ких норм, выр-щих обществ-ю, классовую волю (конкр-е интересы общ-ва, классов и т. п.), устан-мых и обеспеч-х гос-вом и напр-х на урег-ние общ-ных отн-ний.
Сущ-ет 2 осн подхода к соотн-ю данных понятий.
1- среди этих пон нет к-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функц-ния общ-ных отн-й (в т ч произв-ных, полит-ких, правовых выступ-т интересы людей. В опр-ных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в др сферы соц-ных связей. Здесь можно гов о приоритете права над экономикой (напр, в эпоху буржуазных рево в Зап Евр сначала принимались з-ны, а потом на их базе формир новые эконом отн-я).
2-Когда интересы сначала претворяются в новые производ-е отн-я, а затем закреп-ся в праве: - можно гов о приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником м/у данными явл-ми и соотв-но пон-ми. Э коном опр политику и пр. Последние явл надстроечными катег-ми и зависят от базиса (СП-ба произв-ва). Однако эта доминир-я роль проявл лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экон, могут оказ и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерж-я развитие производ-х отн-й.
Политика здесь тоже выступает в виде посредника м/у экономикой и правом.
М/у политикой и правом возможно соотн-е 2 типов: в 1м опр-щим фактором выступает политика, во 2м — право.
Соотн-е м/у гос-ом и правом проявл-ся двояко:
1) когда опр-щим фактором выступ гос-во
2) когда опр-щим фактором выступает право.