Инновационная политика на транспорте

Инновационная политика на транспорте исходит из интенсивного освоения нововведений и радикальных новшеств. Инновационная модель развития транспорта базируется на стратегической инновационной политике. Она призвана обеспечить приоритет нововведениям, позволяющим кардинально изменить инвестиционную активность транспортных предприятий в сторону ее роста, ускорить научно-технический прогресс и сократить разрыв в уровне экономического и социального развития между регионами и на этой основе повысить конкурентоспособность национальных перевозчиков и качество транспортных услуг.

Выделились следующие инновационные стратегии.

Традиционная. Транспортное предприятие в своих нововведениях стремится только к поддержанию требований к качеству транспортной продукции и услуг. В долгосрочной перспективе такая стратегия обязательно приводит к отставанию сначала в технико-технологическом, а затем и в экономическом отношении.

Оппортунистическая. Транспортное предприятие, стремясь к монопольному положению на рынке транспортных услуг, занято поисками таких видов услуг, которые не требуют слишком больших затрат на инновации. Указанный тип инновационного менеджмента предполагает глубокое знание рыночной ситуации, большие адаптационные способности и высокий технико-технологический уровень развития. Но и в этом случае степень риска быстрой утраты монопольного положения является существенно высокой.

Имитационная. Транспортное предприятие само не разрабатывает нововведения, а приобретает их у других, например, путем закупки лицензий. Особенность такого подхода заключается в том, что лицензия стоит намного дешевле, чем собственная разработка или изобретение, приобретается скорее и действует надежнее.
Такая стратегия часто бывает успешной, но для реализации требует специалистов высокой квалификации и проведения целого комплекса мер по поддержанию достигнутого уровня услуг в процессе адаптации изобретения и создания на его основе новых видов транспортной продукции и услуг.
Оборонительная. Исследования и разработки на транспортном предприятии ведутся на невысоком уровне, не претендующем на то, чтобы занять ведущие позиции на рынке транспортных услуг. Цель предприятия состоит в том, чтобы не отстать от других в области технико-технологического и информационного развития и при случае повысить его уровень. Этот тип инновационного менеджмента очень трудоемок и не устраняет риска утраты фирмой занимаемых позиций.

Зависимая. Этот тип стратегии инновационного менеджмента характерен для мелких фирм, которым крупные корпорации передают для производства новый вид транспортных услуг или новый производственный метод.

Наступательная. Имеет много преимуществ. В этом случае цель транспортной фирмы — быть первой на рынке. Для этого требуется соответствующее обеспечение (высокая квалификация и необходимость проведения большой организаторской работы, предполагающей наличие хорошо организованного и эффективного инновационного процесса, наличие новаторов-творцов и руководителей, склонных к новым идеям и нетрадиционно мыслящих, хорошее знание рынка и хорошая маркетинговая организация, 2. 2. Диагностический анализ транспортных комплексов

Под диагностическим анализом производственной системы понимается совокупность процедур расчетного и аналитического характера, выполняемых для оценки состояния организации производства, установления производственных возможностей системы, выявления ее «узких» мест и т.п. Применительно к объектам транспорта диагностический анализ означает, прежде всего, тщательное изучение эксплуатационно-экономических показателей работы того или иного транспортного предприятия по основным видам деятельности, какими являются перевозка грузов и пассажиров, выполнение погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ. Задачи диагностического анализа могут быть самые разнообразные: выявление резервов роста производительности труда; оценка производственных возможностей транспортного предприятия и уровня их использования; выбор лучших решений по совершенствованию хозяйственной деятельности и развитию предприятия; установление напряженности плановых заданий; определение путей улучшения экономических показателей работы транспорта; повышения финансовых результатов деятельности транспортного предприятия (снижение себестоимости перевозок, увеличение прибыли, повышение рентабельности и др.).

В зависимости от характера решаемой задачи при диагностике транспортных комплексов используются следующие подходы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: