В машиностроении применяют следующие виды плоских ремней:
Кожаные – обладают хорошей тяговой способностью, высокой долговечностью, дорогие, поэтому применяют ограниченно.
Прорезиненные – самые распространенные, изготавливают трех видов А, Б, В. Эластичны, малочувствительны к влаге, успешно заменяют кожаные. Тип применения: А -до 30 м/с, Б –до 20 м/с, В –до 15 м/с.
Хлопчатобумажные – легкие, гибкие, применяются при небольших нагрузках.
Шерстяные – обладают большой упругостью, работают при резких колебаниях нагрузки. По тяговой способности равноценны хлопчатобумажным ремням.
Пленочные – новый тип ремней изготавливаемый из пластмасс.
Клиноременная передача.
В этой передаче ремень имеет клиновую форму поперечного сечения и располагается в соответствующих канавках шкива. В передаче обычно работает несколько ремней, но может быть и один. Несколько тонких ремней применяют взамен одного толстого с целью уменьшения напряжений изгиба.
Рабочими являются боковые поверхности ремня. Ремень обладает теми же достоинствами, что и плоский, плюс большая тяговая способность. В соответствии с ГОСТ клиновые ремни по размерам сечений изготавливают 7 типов, обозначенных буквами О, А, Б, В, Г, Д и Е.
Клиновые ремни бывают двух типов: корд тканевые и корд шнуровые.
Критерии работоспособности ременных передач.
Основные критерии расчета ременных передач следующие:
1. Тяговая способность
2. Долговечнноссть
Если не будет выполнено первое условие, ремень будет буксовать, а если не будет выполнено второе условие, то ремень быстро выйдет из строя.
Детали ременных передач и натяжные устройства.
Шкивы. Основными элементами конструкции шкива является ступица, обод и соединяющие их спицы или диск. Шкивы изготавливают из чугуна (литые), стали (литые или сварные), из легких сплавов, пластмасс и дерева.
Натяжные устройства применяют для начального натяжения, обеспечивающего необходимую силу трения ремня о шкив, увеличения угла обхвата ремня малого шкива, а также для компенсации увеличения длины ремня в результате вытягивания.
Для регулировки натяжения предусматривают установку специального натяжного режима или возможность смещения одного из валов.
Цепные передачи.
Цепные передачи (рис. 2, а) состоят из ведущей 1 и ведомой 3 звездочек и охватывающей их цепи 2.
Рис. 2. Цепные передачи
По конструкции приводные цепи делятся на:
- Роликовая цепь (рис. 2, б). Втулочные – не имеют роликов 5. Роликовые и втулочные цепи применяют при скоростях до 20 м/с.
- Зубчатая цепь (рис. 2, в). Зубчатые цепи отличаются плавностью работы и применяются при скоростях более 20 м/с.
Многорядные цепи (рис. 2, г) позволяют передавать большие нагрузки.
Достоинства цепной передачи.
1.К омпактность.
2. Нагрузка на валы меньше, чем в ременной передаче.
3. Высокий КПД (0,96-0,98).
4. Возможность одновременной передачи движения одной цепью нескольким валам.
Недостатки.
1. Вытягивание цепи вследствие износа шарниров.
2. Необходимость более высокой точности установки валов, чем в ременной передаче.
3. Непостоянство скоростей цепи, особенно при малых числах зубьев звездочек.
4. Более сложный ход (смазка, регулировка).
5. Повышенный шум.