Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства

Существует два наиболее общих способа порядка предоставления общественных благ: общественный и частный. В первом случае члены общества вносят платежи, из которых оплачивается предоставление благ. Обычно при этом подразумевается, что эти платежи имеют форму налогов, а сбором их занимается специальное агентство, называемое государством. Во втором случае одни индивиды предоставляют другим за определенную плату соответствующие блага. Ошибочно считать, будто общественные блага предоставляются только общественным порядком, а частные – только частным. Однако следует отметить, что при прочих равных у государства имеются более широкие возможности для предоставления общественных благ. Основная проблема, связанная с предоставление общественных благ – проблема «безбилетника» (free-riderproblem): индивиды могут пользоваться благом, не внося ничего для его создания. Поскольку, в общем, любой индивид может рассуждать по принципу «зачем платить, если все равно я буду этим пользоваться, даже если не заплачу», то без серьезной силы принуждения, монополия на которую имеется именно у государства, общественные блага могут вообще не предоставляться. Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство. По сути, рынок не способен производить общественные блага, то есть товары и услуги, которые потребляются всеми членами общества независимо от того, в какой степени член общества оплатил пользование этими товарами и услугами. Ввиду неспособности рынка производить общественные блага эта функция возлагается на государство. Оно обеспечивает их производство, как правило, мобилизуя средства потенциальных потребителей посредством системы налогообложения. Внутренне присущее общественным благам свойство неисключаемости, состоящее в том, что потребитель не может быть исключен их потребления общественного блага в силу его природы, дает возможность пользоваться им независимо от участия в формировании фондов денежных средств для их производства. Это создает так называемую «проблему безбилетника», или фрирайдера – незаконного и бесплатного пользователя общественными благами. В реальной экономической практике данная проблема принимает форму уклонения от уплаты налогов и других обязательных сборов. Проблема безбилетника представляет собой пример так называемой дилеммы заключенного. [2]

Дилемма заключенного является теоретико-игровой моделью, смысл которой состоит в том, что поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности. Модель была названа дилеммой заключенного, так как первоначально она базировалась на примере двух заключенных, перед которыми стоит проблема признаваться, или не признаваться в совершенном преступлении, причем решение они принимают независимо друг от друга

Существует также проблема, связанная с невозможностью дифференцировать налоговое бремя в соответствии с индивидуальным спросом на общественные блага. Одна из причин этого – невозможность выявления истинных предпочтений в связи с их сокрытием, цель которого минимизировать платежи на производство общественного блага и присваивать эффект в качестве «безбилетника». Несоответствие налоговой нагрузки индивидуальному спросу на общественные блага также может стать причиной уклонения от уплаты налогов и обязательных платежей.[6]

Тем не менее, нередки случаи, когда государство устраняется от производства общественных благ, уступая в этом деле другим, более эффективным способом. К примеру, группа индивидов, особо заинтересованных в предоставлении определенного блага, может скооперироваться и произвести его, невзирая на то, что другие индивиды могут им воспользоваться. Например, жильцы в подъезде иногда (к сожалению) договариваются друг с другом об очередности замены перегоревших лампочек, не сильно печалясь из-за того, что свет от лампочек приносит определенную полезность и гостям, иногда заходящим в подъезд, но не покупающим лампочек.

Примером общественного блага, производство которого не требует государственного вмешательства, может служить организация общественной охраны в небольшом населенном пункте, например в деревне. От общественной охраны выигрывают все жители. Данное благо обладает свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении, оно является общественным благом. При организации общественной охраны всем видно, кто не участвует лично в этом мероприятии или не участвует в финансовой форме, т. е. кто является «безбилетником». В целом у жителей деревни нет стремления к фрирайдерству или оно незначительное в силу различных причин:

● У них может преобладать чувство особой общности, необходимости держаться вместе, чувство социальной ответственности.

● Они могут чувствовать вину, если подведут коллектив, могут просто стыдиться того, что кто-то может узнать об их «безбилетном» поведении.

● Затраты на производство данного общественного блага не столь велики. Возможно, что их поведение будет другим, если речь пойдет о каком-то дорогостоящем проекте, требующем значительного вклада каждого, например, о строительстве хорошего стадиона в деревне.

Случай с клубными благами также представляет собой решение проблемы производства общественных благ без вмешательства государства. Клубное благо – это смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом потребители делят между собой как выгоды, так и издержки. Клубное решение проблемы производства общественного блага возможно только в том случае, если данное благо в какой-то степени обладает свойством исключаемости в потреблении. Исключение из потребления, его ограничение, могут быть достигнуты установлением цены за пользование благом. Для этого организуются «клубы», производящие общественное благо и решающие проблему «безбилетника». Например, в случае с плавательным бассейном пользование им ограничивается теми, кто платит. По мере увеличения числа желающих пользоваться услугами плавательного бассейна возникает проблема переполнения, которая решается либо путем повышения платы, либо путем расширения бассейна. Объемы производства этого общественного блага в любом случае будут определяться условием равенства предельной выгоды предельным издержкам.[22]

Частная фирма также сможет обеспечить производство общественного блага, если общественное благо производится в комплексе с дополняющим его частным благом. В этом случае фирма продает за определенную цену дополняющее частное благо, которое исключает из потребления этого блага других людей, и вместе с этим получает средства для субсидирования производства общественного блага, которое обладает свойством неисключаемости. Например, какая-то частная фирма поставляет шезлонги для загорания на пляже. Пляж – общественное благо, пользование которым доступно всем (свойство неисключаемости), а шезлонги – частное благо, пользование которым доступно одному индивиду (свойство исключаемости). Доход, который фирма получает за пользование шезлонгами, может быть направлен на поддержание чистоты и порядка на пляже. Тем самым обеспечение общественного блага становится возможным и частному предприятию благодаря дополняющему его частному благу. Ситуации, рассмотренные выше, относятся к смешанным общественным благам. [23]

Если говорить о процессе предоставления общественных благ посредством рынка, то необходимо заметить, что за это должен быть ответственен частный сектор, а финансирование производства общественных благ в данном случае должно обеспечиваться за счет подключения рыночных механизмов. Можно выделить несколько способов такого подключения (таблица 2):

Таблица 2

Способы предоставления общественных благ посредством рынка

Способ Характеристика
1 Исключение «безбилетников» Ограничение доступа к потреблению блага
2 Субсидирование Финансирование производства общественного блага осуществляется за счет пожертвований организация и граждан. Целью для организаций может быть либо возникающий положительный внешний эффект при потреблении блага, либо общественный имидж. Например, организация, помимо своей коммерческой деятельности, выделяет денежные средства на охрану окружающей среды, тем самым создавая себе репутацию.
3 Взаимосвязанное финансирование В сознании потребителя связывают одно благо (обладающее неисключаемостью) с другим, исключаемым благом, происходит продажа этих благ вместе, как частей целого.

Таким образом, перед государством и рынком встает задача правильной оценки потребностей населения, масштабов необходимости общественных услуг и путей их финансирования. Представим способы предоставления общественных благ на рисунке 2.

Рис. 2 Способы предоставления общественных благ [7]

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: