Общая характеристика системы образования России

Существование общественного сектора экономики преимущественно вызвано наличием общественных благ. Образование, обладающее всеохватывающим характером и способностью проникать почти во все сферы общественной жᴎᴈни и разные стороны человеческой деятельности, воздействующее на разные объекты, явления и процессы социальной жᴎᴈни, которое дает им возможность с той или иной степенью результативности влиять на общее состояние дел в обществе, регулировать и контролировать их.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года отмечается, что система образования представляет собой совокупность следующих составляющих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. [1]

Система образования в России включает в себя множество составляющих, основные из которых показаны на схеме (рисунок 3).

           
Рис. 3 Составляющие системы образования в России  

Российское образование подразделяется на следующие виды:

· общее образование;

· профессиональное образование;

· дополнительное образование;

· профессиональное обучение.

Представим на схеме уровни системы российского образования (рисунок 4).

Рис. 4 Уровни системы образования в России

Главным отличием от деления образования, принятого законом Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года, стала перегруппировка уровней образования. Дошкольное образование теперь стало уровнем общего образования, программы обучения в аспирантуре (адъюнктуры), программы ординатуры и ассистентуры-стажировки теперь являются уровнем высшего образования и относятся к подготовке кадров высшей квалификации, а не к послевузовскому профессиональному образованию, прекратившему существование как отдельный вид образования.[10]

В России существует три основные формы получения образования:

· очная (дневная);

· очно-заочная (вечерняя);

· заочная.

Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом.

Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.[14]

В новом законе об образовании появились новые формы организации образования:

● Сетевое обучение. Сетевая форма реализации образовательных программ – реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

● Электронное и дистанционное обучение.

Разработка над соответствующим законопроектом началась в 2009 году, когда в обществе возникло мнение о необходимости изменения системы регулирования школьного, среднего специального и высшего образования. Дело в том, что работающие в то время два основных закона – «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год) стали тормозить взаимоотношения в этой сфере. Тем более что именно в это время закончилась первая стадия формирования рынка образовательных услуг, предоставляемых на коммерческой основе. [18] В этой ситуации потребовался новый закон об образовании, в котором были бы чётко сформулированы все основные принципы образовательной системы в России. Данный документ должен был не только подробно описать практические аспекты и нюансы, но и обозначить общую стратегию государства в системе обучения. И ещё один важный момент – в новом законе об образовании был окончательно определён статус учителя как педагогического работника, которому отныне предоставляются особые льготы. Последняя редакция закона об образовании, по мнению экспертов, справилась с этими важнейшими задачами на все сто процентов.

Можно выделить десять основных принципов нового Закона РФ об образовании:

1. Начальное образование предоставляется бесплатно в рамках действующих стандартов. Обучение в школах финансируется из бюджета и не может быть заменено альтернативными коммерческими услугами.

2. Государство берёт на себя функцию регулярного мониторинга всех высших учебных заведений, включая коммерческие образовательные институты.

3. Результаты, полученные на Едином Государственном Экзамене, после вступления в силу ФЗ 273 будут действительны в течение пяти календарных лет.

4. Во всех ВУЗах формируется квота для приёма граждан с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, вводится бесплатное обучение на подготовительных отделениях широкой аудитории льготников.

5. Обучение в дошкольных учреждениях обретает статус первой ступени начального образования.

6. Приём школьников в первый класс должен обеспечиваться местными органами самоуправления. При отсутствии места в конкретной школе власти должны предоставить родителям приемлемую альтернативу.

7. Впервые в законодательном порядке в школьное обучение внедряется индивидуальный принцип обучения. Теперь основной задачей педагога становится выявление и развитие конкретных способностей у каждого учащегося.

8. Среднее профессиональное образование рассматривается как подготовительная ступень для продолжения учёбы в ВУЗе.

9. Высшие учебные заведения вправе присваивать выпускникам степени бакалавра, специалиста и магистра в соответствии со сроком и результатами обучения.

10. Учителя получают возможность повышать собственный уровень образования раз в три года. Педагогам предоставляются льготные удлинённые отпуска и право на досрочную пенсию.

Федеральный закон об образовании в РФ способен внести ясность в любые взаимоотношения между участниками процесса обучения. Все статьи и положения этого акта соответствуют положениям Конституции РФ и духу мирового сообщества, участвующего в международной образовательной системе.

Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфере образования:

1. Каждый человек имеет право на получение образования;

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

3. Каждый человек вправе на конкурсной основе и бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии;

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования;

5. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы образования и самообразования для населения.

Если рассматривать образовательные услуги в рамках теории общественных благ, то они являются квазиобщественными благами – благами, по поводу которых возможны ограниченные исключение и конкуренция. Образовательная услуга как общественное благо является неисключаемым только до некоторого порогового уровня, после которого наступает нехватка данного блага для всех, то есть происходит перегрузка (потребление блага после этого уровня одним человеком будет исключать другого из потребления или уменьшать возможность потребления). [16]

Рассмотрим образование как процесс, отображающий в самом общем виде «преобразование» человека в человека образованного, то есть получившего некие знания, умения и навыки. Наглядно это можно сделать с помощью схемы в соответствии со стандартом моделирования систем IDEF. Схема представлена на рисунке 5 в Приложении 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: