Сознание и речь. Сознательное и бессознательное

Сознание это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании я самоконтролировании поведения человека.

Язык так же древен, как и сознание. Мимико-жестикуляторные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда по необходимости способствовало тесному сплочению членов общества. У людей явилась потребность что-то сказать друг другу. Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык участвует в процессе мыслительной деятельности как ее орудие.Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком органическая и их нельзя отделить друг от друга.

Сознание отдельных людей, благодаря языку становится достоянием всего общества. В результате формируется общественное сознание как некий коллективный Разум в различных его формах – религия, искусство, мораль.

Благодаря сознанию человек приспосабливается к окружающему миру.

О низком уровне сознания говорят тогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, при которых она действует, и свое отношение к ним.

Высокий уровень сознания характеризуется тем, что человек раскрывает существенные необходимые связи, руководствуясь отдаленной и общественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует, организует и регулирует свои действия. Сознательный человек действует определенным образом потому, что иначе он не может.

Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного. Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизируются.Хождение, речь, письмо, чтение, счет - это максимально организована автоматическая психическая деятельность.

Бессознательное является важным механизмом приспособления к окружающей среде.

Существуют различные объяснения проявлений бессознательного. Так, 3. Фрейд считал, что сфера бессознательного - это вытесненые, нереализованные влечения человека.

Примером перехода сознательного в бессознательное является сон. Переход от сна к бодрствованию бодрствования - это переход от бессознательной психической деятельности в сознательной (и наоборот). Таким образом, психическая деятельность человека представляет собой единство сознательного и бессознательного.

Проблемы современной теории познания.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс познания тайн бытия — неотъемлемая часть жизнедеятельности человечества, его великая гордость и, нередко, великая скорбь. Задумываться над тем, что такое познание человек стал уже в глубокой древности. Со временем сознательная постановка этой проблемы нашла свое воплощение в философии. Теория познания, или гносеология оформилась в качестве одного из фундаментальных разделов философского знания.

Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софисты, Сократ, скептики), вопрос о получении истинного знания стал решаться неоднозначно. Согласно скептикам, познавательное отношение суть деятельное отношение, это процесс поиска истины, где ее нахождение вовсе необязательно.

В Новое время теория познания получила импульсы к развитию. У истоков этого процесса стоял Ф. Бэкон с его замечательной работой, критический характер которой отражен уже в самом ее заглавии: «Новый органон». Цель этого сочинения – разработка учения о методе познания законов природы. Знание – сила. Этот тезис Бэкона не потерял своего значения и сегодня. Но сила имеется только у истинного знания. Бэкон поставил на обсуждение целый ряд вопросов, имеющих большое значение для разработки теории познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: