Естественнонаучные открытия ХХ века поставили на повестку дня вопрос о выработке новой модели исследования процессов развития.
Во-первых, в самом естествознании произошел еще в конце предыдущего столетия окончательный отказ от качественного способа описания явлений, на смену ему пришел количественный. Диалектика же выросла во многом из поздней натурфилософии и предполагала мышление в первую очередь категориями качества.
Во-вторых, открытие новых уровней системной организации материи, поставило перед наукой и философией проблему их несоответствия законам макромира, носившим динамический характер.
Открытие статистических закономерностей, в свою очередь, поставило вопрос о степени и механизме упорядоченности природных систем в условиях процессуального характера их существования.
Это привело к тому, что системность оказалась главной проблемой и категорией нового учения о развитии, получившего название синергетики. Ее основоположники – Г.Хакен и И.Пригожин.
|
|
К альтернативам диалектики относятся: метафизика (главная ее альтернатива); «негативная» диалектика; софистика; эклектика; догматизм; релятивизм.
Особенности диалектики:
• по вопросу связей старого и нового — диалектика признает наличие связей между старым и новым; метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
• по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;
• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством
• по вопросу направленности движения, развития — если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу;
• в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», то метафизический опирается на формулы «или — или», «если не то, значит — это»
• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение относительных истин;;
• в отношении к окружающему миру — диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.
Основоположником являлись Теодор Адорно.
• диалектика может быть только «негативной» — критической;
• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики;
• новое должно полностью и безвозвратно отвергать;
|
|
• «негативная» диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию;
• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.
Познавательное содержание диалектических категорий.
«Сущность и явление»отражают общие формы окружающего предметного мира и его изучение человеком. Сущность — это внутреннее (имплицитное) содержание предмета, которое выражается в единстве всех разнообразных и противоречивых форм его существования, а явление — это внешние (эксплицитные) формы его бытия, обнаружение (проявление) этого предмета
«Форма и содержание» – это категории диалектики, где содержание является определяющей стороной целого и представляет собой единство свойств предмета, его внутренних процессов, взаимосвязей элементов, а форма – это способ существования и проявления содержания
«Необходимость и случайность» – ещё одна пара диалектических категорий, конкретизирующих понимание характера зависимости явления, выражающих разные типы связей, степень детерминации явления. Случайность – отражение, по большей части, внешних, незначимых, единичных проявлений действительности, а н еобходимость характеризуется закономерной связью внутренних, устойчивых, повторяющихся связей и отношений действительности.
«Причина и следствие» – это категории диалектики, которые отражают всеобщую форму связи и взаимодействия явлений. Причина – это явление, которое определяет, детерминирует, обуславливает другое явление, которое называется следствием. Следствие, которое производится причиной, зависит от определённых условий
«Возможность и действительность» отражают ступени развития всякого предмета или явления в обществе, природе и человеке
«единичное, особенное и всеобщее». Под единичным будем понимать конкретное, ограниченное во времени и пространстве тело, вещь либо систему вещей определённого качества. Под особенным – диалектическую категорию, которая выражает действительный предмет или явление в соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего.