Регион | Прибытия тыс. человек | Изменения к 1994 г., % | Среднегодовые темпы роста в 1985-1995 гг., % | Доля от общемирового уровня, % | |
1985г. | 1995г. | ||||
Западная Европа | 116377 | -1,7 | 3,2 | 39,9 | 34,9 |
Южная Европа | 98740 | 3,2 | 3,0 | 34,4 | 29,6 |
Центральная и Восточная Европа | 72608 | -2,3 | 9,6 | 13,6 | 21,8 |
Северная Европа | 34179 | 8,7 | 4,7 | 10,1 | 10,3 |
Восточное Средиземноморье | 11395 | 14,6 | 10,3 | 2,0 | 3,4 |
Всего | 333299 | 1,1 | 4,5 | 100 | 100 |
Источник: ВТО.
В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия больше других стран выигрывают от туристских потоков в этот регион и являются главными туристскими центрами (табл. 2.9). Великобритания традиционно славится образовательным туризмом. Северные страны Европы, в частности Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на "зеленом туризме".
Таблица 2.9.
Первые десять туристских центров в Европе
Страна | Число туристов, млн человек | Соотношение численности туристов в 1995 и 1994 гг., % | Доля от общеевропейского уровня, % |
1.Франция | 60,0 | -2,1 | 18,0 |
2.Испания | 44,886 | 3,8 | 13,5 |
3.Италия | 29,953 | 9,0 | 9,0 |
4.Великобритания | 23,746 | 12,9 | 7,1 |
5.Венгрия | 20,7 | -3,4 | 6,2 |
6.Польша | 19,2 | 2,1 | 5,8 |
7.Австрия | 17,173 | -4,0 | 5,2 |
8.Чехия | 15,5 | -8,8 | 4,7 |
9.Германия | 14,847 | 2,4 | 4,5 |
10.Швейцария | 11,5 | -5,7 | 3,5 |
Источник: ВТО.
Туристские потоки в Центральную и Восточную Европу составляют 22% общего числа европейских прибытий, а поступления - всего 2-3% из-за низких цен на туристские продукты и относительно низкого качества обслуживающих инфраструктур. Средний доход от одного иностранного туриста в странах этого региона составляет меньше 100 долл., тогда как в странах Северной Европы он приближается к 1000 долл.
Проведенный ВТО анализ показал, что доля доходов от международного туризма в общих доходах Европы от экспорта постоянно увеличивалась и в 1992 г. достигла 8,7%. Это еще раз подтверждает, что международный туризм является важной сферой экономики европейских стран.
|
|
Америка
Вторым регионом по числу иностранных туристов является Америка, куда, по определению ВТО, входят Северная Америка, Центральная Америка, Южная Америка и острова Карибского бассейна. В 1996 г. этот регион посетили 115,5 млн человек, что составило 19,5% общемировых прибытий (табл. 2.10). Доля поступлений от международного туризма достигла 25% общемировых поступлений, что свидетельствует о больших расходах гостей США.
Таблица 2.10.
Динамика числа туристов, прибывающих в Америку, и доходов от них в 1970-1996 гг.
Год | Число туристов, млн человек | Среднегодовые изменения, % | Доля от общемирового уровня, % | Поступления, млрд долл. | Среднегодовые изменения, % | Доля от общемирового уровня, % |
1970 | 42,33 | - | 25,5 | 4,556 | - | 26,8 |
1975 | 50,043 | 18,38 | 22,51 | 10,219 | 112,9 | 25,11 |
1980 | 62,387 | 22,67 | 21,33 | 25,503 | 149,56 | 24,67 |
1985 | 66,495 | 8,32 | 20,17 | 33,315 | 30,63 | 28,68 |
1986 | 71,771 | 7,93 | 21,06 | 37,629 | 13,04 | 26,79 |
1987 | 76,243 | 6,23 | 20,79 | 42,029 | 11,6 | 24,39 |
1988 | 83,462 | 9,47 | 21,76 | 49,83 | 18,56 | 25,06 |
1989 | 87,398 | 4,72 | 20,26 | 57,029 | 14,45 | 26,75 |
1990 | 93,424 | 6,89 | 20,4 | 67,138 | 17,73 | 26,04 |
1991 | 96,947 | 3,77 | 21,24 | 74,056 | 10,3 | 28,42 |
1992 | 101,08 | 4,26 | 20,99 | 83,595 | 12,88 | 28,21 |
1993 | 106,525 | 5,39 | 21,3 | 95,545 | 14,3 | 29,48 |
1994 | 107,76 | 1,16 | 19,62 | 95,084 | -0,48 | 27,43 |
1995 | 110,748 | 2,77 | 19,56 | 100,262 | 5,44 | 25,5 |
1996 | 115,511 | 4,3 | 19,51 | 106,378 | 6,1 | 25,15 |
Источник: ВТО.
Однако доля американского региона в мировом туризме по числу прибытий имела неустойчивую динамику. Так, с 1970 по 1985 г. она постоянно снижалась и достигла 20,17%, т.е. самого низкого значения за прошедший период, затем в течение длительного времени колебалась и в 1996 г. упала до 19,5%.
Как и число международных туристских прибытий, поступления от международного туризма постоянно увеличивались в 1989-1996 гг., несмотря на незначительное замедление темпов роста в последние годы (рис. 2.5).
|
|
Рис. 2.5.
В отличие от Европы туристский спрос на американские страны более или менее диверсифицирован по странам мира, но, несмотря на это, половину международных прибытий в регион обеспечивают США и Канада. Поэтому изменения обменного курса американского доллара играют здесь важную роль. Туристские поездки, совершаемые жителями из этого региона, сокращались с 85,8% в 1985 г. до 78,6% в 1992г. (рис. 2.6). Доля европейских туристов, прибывающих в регион, возрастала и в 1992 г. достигла 14%. Лидирующее положение занимает Великобритания, прибытия из которой составляют 4 % общего числа прибытий в регион.
Рис.2.6.
Из стран Северной Америки наиболее посещаемость США, Канада и Мексика, которые являются главными туристскими центрами региона и где, помимо международного туризма, развит внутренний туризм. В 1992 г. доли прибытий туристов в этот регион и поступлений от них составляли соответственно 76 и78% общеамериканских.
Первой страной в регионе по туристским прибытиям и поступлениям (44 и 64% соответственно) являются США. Это следствие огромного внутреннего рынка и высокоразвитой инфраструктуры страны США располагают самой обширной в мире гостиничной и транспортной индустрией.
Второе место по развитию туризма в регионе занимают Карибские острова, принимающие 12 млн туристов в год. Туристские потоки в страны Южной Америки относительно слабы. Так, доля прибытий составляет 10%, а поступлений - 9%. Это результат политической нестабильности и слабого экономического положения в регионе.
В 1993 г. доходы от международного туризма составили 11,5% общих доходов от экспорта - это самый высокий уровень в мире. Сравнительно активное участие туристского сектора в экспорте является следствием конкурентоспособности каждого элемента американского туристского продукта на мировом рынке и прочной специализации некоторых районов региона, например Карибских островов.
Восточная Азия и Тихоокеанский регион
После Европейского и Американского регионов по развитию туризма следуют Восточная Азия и Тихоокеанский регион. Некоторые страны этого региона совсем недавно (точнее в прошлом десятилетии) начали развивать индустрию туризма. В основном это новые индустриальные страны региона - экспортеры товаров: Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия и Тайвань. В этих странах экспорт товаров и экспорт услуг взаимно дополняют друг друга. Развитие этих секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций, международного транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской сферы. Так, экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий в эти страны, которые, в свою очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса и индустрии развлечений, одним словом - въездного туризма. Последний увеличивает резервы иностранной валюты и стимулирует рост экономики.
В 1996 г. ВАТ посетило более 90 млн туристов и доля прибытий составила 15,2% общемирового уровня (табл. 2.11).
|
|
Таблица 2.11.